Широко разрекламированный фильм «Санктум» оказался тем, чем и ожидалось – неказистой поделкой, попавшей на экраны на волне модного увлечения трехмерными технологиями и благодаря имени исполнительного продюсера Джеймса Кэмерона.
Группа спелеологов во главе с напористым и несколько сумасбродным дяденькой (Роксбург) исследует величайшую пещеру планеты. В группу исследователей, несмотря на логику подобных мероприятий, входят самые неожиданные особи – взбалмошный спонсор с подружкой, неоперившийся сын начальника и человек, страдающий кессонной болезнью. В самый ответственный момент наверху случается циклон, в результате которого пещеру начинает бурно заливать и горе-спелеологам приходится срочно искать другой выход с гигантской глубины.
Источник всех нелепиц ленты – необходимость придумывания сценарных ходов для действия, развивающегося в ограниченном пространстве и времени. Задача эта под силу ой как не многим, и сценарист «Санктума» Джон Гарвин явно к этому числу не относится. Кроме того, в угоду той же необходимости сценаристу, вопреки заявленной реальности демонстрируемых событий, приходится отказываться от очевидной логики проведения подобных исследований и экспедиций (будь они спелеологическими, альпинистскими и пр.), что ведет еще к ряду несуразиц, которые весьма в неприглядном виде выставляют незаметный героизм исследователей. О чем это бишь я? Да о том, что в таких экспедициях царит жесткая дисциплина, едва ли не диктатура руководителя, несущего всю полноту ответственности за происходящее. Люди, описанные выше, в такие экспедиции или не попадают, или – если уж им так подфартило – на любое слово руководителя отвечают yes, sir! и преданно пожирают того глазами. Иначе – смерть. Именно это убедительно доказывают создатели «Санктума», только вместо героической трагедии получается у них чуть ли не недалекий водевиль, в котором герой Роксбурга – трагический клоун.
А в остальном «Санктум» - фильм, главным достоинством которого является его щекотательно-развлекательная функция, представленная видами пещеры в пресловутом 3D.
Хотя и здесь позволю себе усомниться в прямом родстве технологий «Аватара» и «Санктума», на которое так сильно упирали авторы рекламно-маркетинговых кампаний фильма.