Доктор, во мне 23 личности - рецензия на фильм Сплит

Войти через
Регистрация
 
Доктор, во мне 23 личности
 
Фильм Сплит

Когда-то давно в прессе замелькала новость о том, что ДиКаприо сыграет роль человека с 23 личностями. Проект The Crowded Room должен был основываться на книге Дэниела Киза “Таинственная история Билли Миллигана”, о парне, на самом деле страдающем диссоциативным расстройством идентичности. Съемки так и не состоялись, однако идеей вдохновился М. Найт Шьямалан и создал авторскую, абсолютно нереалистичную адаптацию. Потенциально этот фильм мог похвастаться интригующей жанровой свободой, но вот воплотить её в хороший триллер режиссер так и не смог.

Перед премьерой “Сплита” Шьямалану выпала отличная возможность напомнить о себе: после церемонии Оскар (финал которой был, мягко говоря, шокирующим) он запостил в своем Триттере следующее: “Это я написал концовку Оскара 2017”. И этот твитт лучше, чем несколько его предыдущих фильмов. В последнее время режиссер "радовал" лишь лауреатами премии Золотая малина ("Повелитель стихий" и «После нашей эры»). Так что от мастера плот-твистов уже давно ждали достойного возвращения.

О своей работе над "Сплитом" Шьямалан сказал: "Главный герой- Кевин - самый сложный персонаж, которого я создавал". Кевин Венделл Крам потерял контроль над собственным сознанием. Его мозг создал 23 альтернативных характера, которые поочередно “выходят в свет”. Дальше – лучше. Три личности: Деннис с обсессивно-компульсивным расстройством, религиозная домохозяйка Патрисия и 9-летний Хедвиг, перебирают контроль над сознанием Кевина и похищают трех невинных школьниц для жертвоприношения.

Джеймс МакЭвой, воплотивший все 23 образа (на самом деле на экране появляется всего 6), вытягивает весь фильм в одиночку. Главной его заслугой можно назвать тонкую работу над мимикой и жестами героев. Ему не обязательно произносить реплики, чтоб зритель понял, с кем из личностей он имеет дело в данный момент. Помог ему в этом художник по костюмам Пако Дельгадо (“Девушка из Дании”). Можно долго говорить о том, как хорошо сыграл МакЭвой, но это один из тех случаев, когда лучше один раз увидеть.

МакЭвой в одном из интервью поделился своим восторгом по поводу фильма: «Найт способен держать зрителей в напряжении, заставляя угадывать жанр фильма: триллер, психологическая драма, ужасы, научная фантастика или нечто сверхъестественное? В этой картине есть все вышеперечисленное». Да, Шьямалан умеет (любит, практикует) жонглировать жанрами и преподносить сюжетные повороты там, где их быть просто не должно, но это не умаляет того винегрета, который представляет собой “Сплит”.

Во-первых, режиссер вытаскивает на первый план острую социальную дилемму, касающуюся людей с психическими расстройствами. Визиты Барри, одного из альтер-эго Кевина, к психотерапевту доктору Карен Флетчер (Бетти Бакли) порождают целую дискуссию о том, какое место в обществе должно быть отведено людям с такой болезнью, а также болезнь ли это вообще. Эти эпизоды волей-неволей порождают эмпатию к человеку, которого в следующую минуту мы должны будем бояться. Причиной же психических отклонений героя стали его детские травмы, о чем зритель узнает из флешбэков Кевина. Жестокое воспитание матери нанесло непоправимый вред его личности и заставило мозг блокировать поврежденные участки психики. В попытках найти объяснение этим элементам глубокой семейной драмы, можно прийти и к третьему жанру – ужасам. Одним из классических приемов которого была смена антагониста в третьем акте (тут Кевина можно поставить в один ряд с Франкенштейном и даже Кинг-Конгом). Шьямалан преподносит еще одну прописную истину: настоящие монстры – это люди, жестокость которых может породить лишь жестокость в ответ.

Под таким нагромождением очевидного времени на испуг попросту нет. Если бы режиссер оставил немного недосказанности, зритель бы сам заполнил её самыми страшными догадками. Но, увы.

Долгожданного камбэка не произошло. Дэвид Финчер как был, так и остается флагманом плот-твистов. Если прогрессивная публика уже решила, что нет такого сюжетного поворота, который смог бы её удивить (что Финчер окончательно закрепил в “Исчезнувшей”, нивелировав необходимость неожиданного финала как такового), игнорировать это – то же самое, что делать шаг назад. Ничего по-настоящему непредсказуемого или пугающего в «Сплите» не происходит, так что это нельзя назвать возвращением Шьямалана времен “Шестого чувства” и “Неуязвимого”. Да, это его лучший фильм с тех пор, но это не значит, что он станет в один ряд с теми картинами.

Рецензия на фильм Сплит 0  
Комментарии
 
Имя
18 октября 2017
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы
Августина.
Августина. 26 марта 2017 15:58
Я Пойду на фильм!даа)
Рейтинг сообщения: 0
 
Оценка автора
7,4 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 94