Синонимическая разница


Рецензия на фильм: Синонимы
Фильм Синонимы
14 июля в программе «Фестиваль фестивалей» 10-го Одесского Международного кинофестиваля был показан победитель Берлинского кинофестиваля текущего года – фильм «Синонимы» Надава Лапида. Трудно себе представить, какой фильм сможет «перебить» по степени свежести, оригинальности и воздействия это яростное режиссерское высказывание о самоидентификации и любви к родине.
Йоав (израильтянин Том Мерсье) прибывает в Париж, отыскивает предоставленную ему на ночь квартиру в богатом районе французской столицы и решает принять душ. Когда он оттуда выходит, то понимает, что все его вещи бесследно исчезли. Он едва не замерзает насмерть, но его вовремя обнаруживают соседи – Каролин и Эмиль, наследники богатеньких родителей, которым даже не приходится платить за роскошные апартаменты. Так начинается история очень оригинального любовного треугольника и поиска Йоавом самого себя. Он не очень хорошо владеет французским, поэтому идет в Латинский квартал за «хорошим, но легким» словарем языка Вольтера и Мольера и начинает яростно заучивать синонимические ряды, которые нужны ему не только для реализации своей мечты – стать писателем и быть похороненным на кладбище Перлашез, но и для подбора наиболее точных определений родины – Израиля – откуда он панически бежал, не выдержав диктата жестких норм уклада той жизни. Но путь к самопознанию для Йоава проляжет не только через синонимические ряды, но и через встречи с радикальными сионистами из организации Беттар и многими другими незаурядными личностями. В итоге он окажется перед закрытой дверью (и даже не одной), которую он попытается вынести плечом.
Фильм Надава Лапида «Синонимы» подтверждает его статус пожалуй самого радикального израильского режиссера современности (кто видел его первый фильм «Полицейский», поймет о чем речь). Хотя само определение национальной принадлежности этой ленты не совсем однозначно – темы и проблемы, поднимаемые Лапидом, глубоко коренятся в израильской реальности, но по своей кинематографической форме фильм однозначно французский – без Новой волны (без годаровского «На последнем дыхании»,  например) понять «Синонимы» было бы трудно. Но в первую очередь эта лента поражает степенью своей свободы – свободы высказывания в самом широком смысле этого термина. Надав не боится крайне нелицеприятно высказываться о своей родине, а его соотечественники не могут не согласится с его на то правом.
0
Алексей Першко 15 июля 2019
Like

Имя:
15 августа 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Новичок в поле воин Новичок в поле воин

 На экраны Украины выходит фильм, который мог бы стать путеводной звездой на пути развития украинской кинематографии как индустрии...

04 августа 2020
Цена прощения Цена прощения

 Украинская киноиндустрия (во всей широте этого понятия) демонстрирует признаки пробуждения после острой фазы карантина: фестиваль...

29 июля 2020
Разденься! Выйди на поле голым (ой) Разденься! Выйди на поле голым (ой)

Еще совсем недавно рядовому украинскому зрителю швейцарский кинематограф представлялся своего рода химерой (ведь вряд ли же широкие...

23 июня 2020
Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020