Тони Эрдманн: уморительная драма


Рецензия на фильм: Тони Эрдманн
Фильм Тони Эрдманн

Дверь почтальону, что принес посылку, открывает Винфрид Конради, седой мужчина высокого роста и хороших манер. Посылку он принять не может, так как, по его словам, заказ делал не он, а его брат. Немного погодя, вместо Винфрида, на крыльцо выходит такой же высокий мужчина с ужасными вставными зубами и весьма своеобразным чувством юмора. Он говорит, что любит отправлять бомбы по почте и что его имя – Тони Эрдманн.

По первой сцене еще не ясно, каким безумный этот фильм окажется в итоге, но она прекрасно иллюстрирует феномен, за которым зритель будет наблюдать последующие 160 минут.

Картина немецкого режиссера и сценариста Марен Аде дебютировала в Каннах в этом году и была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. И пусть она не была удостоена главного приза, критики приняли её горячими овациями, вручив ФИПРЕССИ – приз от Международной федерации кинопрессы. Германия выдвинула «Эрдманна» на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм» и, судя по предсказаниям западной прессы, у него есть все шансы попасть в шорт-лист номинантов.

Фильм «Тони Эрдманн» можно назвать поразительным по нескольким причинам. Во-первых, это драма семейных взаимоотношений, которая фокусируется на самом конфликте, а не на его причинах, как это зачастую бывает. Во-вторых, касаясь вопросов о том, как следует проживать свою жизнь, он не дает никаких ответов, что в данном случае радует ввиду отсутствия лишнего морализаторства. И наконец-то, сочетая в себе, на первый взгляд, удручающую и несколько избитую тематику отцов и детей и множество сюжетных поворотов, «Тони Эрдманн» продолжает оставаться непредсказуемым у невероятно смешным до самой последней минуты.

Это третий фильм Марен Аде, к которому она также написала сценарий – скрупулезная и просчитанная до мелочей история об отце Винфриде Конради (Питер Симонишек) и его дочери Инес (Сандра Хюллер). Он – эксцентричный пенсионер с весьма своеобразным чувством юмора. Она – карьеристка «в костюме», что вечно бьется головой о стеклянный корпоративный потолок. Быть дочерью у неё выходит куда хуже, чем быть профессионалом, на что у Винфрида заранее заготовлена шутка: «Я нанял себе новую дочь, так как прошлая не справлялась с обязанностями».

После прохладной встречи Инес с родителями во время её короткого визита, Винфрид решает сам поехать к дочери, в Румынию, где она работает в крупной консалтинговой фирме. Неожиданный приезд отца не вызывает у девушки положительных эмоций и только подчеркивает, насколько далеки они друг от друга. Проблема тут вовсе не в разнице поколений, а в том, какими закрытыми они хотят оставаться друг для друга.

Питер Симонишек и Сандра Хюллер дополняют и без того реалистичных персонажей своим изобретательным перфомансом – как в комедийной, так и в драматической составляющих. Актер, больше известный на телевидении и театральной сцене, играет обеспокоенного и подавленного отца, попутно изображая комичного и с тем загадочного Тони Эрдманна. Но именно Хюллер удивляет зрителя больше всего, отчасти потому что моментные вспышки гнева или радости создают куда больший контраст с её персонажем, нежели вечные переодевания Питера. Вопрос, а счастливы ли они, остается такой же загадкой для них, как и для зрителя – режиссер не выпячивает настолько личных вещей напоказ, давая своим персонажам возможность раскрыться, независимо от привычных нам сценарных алгоритмов.

Марен Аде будто нарочно поделила картину на три самодостаточных акта, чтоб оправдать усиленный эмоциональный и смысловой итог каждого. Первый заканчивается прощанием героев и одним из самых неловких молчаний в истории, заставляя нервно ёрзать на стуле и ждать, когда же это закончится. То, что происходит после – основательно меняет траекторию жанра, логики и наших ожиданий. Это уже не семейная драма, а скорее бутафорский театр чувств и чувствительности.

К финалу картина абсолютно расплывается в улыбке, как и любой зритель, сидящий в зале. Аплодисменты сопровождается долгожданным катарсисом примирения и небольшим советом – нужно жить, но только по-настоящему.

0
Кристина Каручек 15 октября 2016


Имя:
19 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


“Зато у нас есть...Супермен” “Зато у нас есть...Супермен”

Есть фильмы, которые входят в категорию “так плохо, что даже хорошо”. К сожалению, “Лига справедливости” чуть-чуть...

19 ноября 2017
Субурбикон: Америка братьев Коэн Субурбикон: Америка братьев Коэн

При просмотре возникает два вопроса: почему сюжет фильма до боли похож на “Фарго” и где же тут рука Клуни-режиссера с его...

15 ноября 2017
Не смешите меня Не смешите меня

Марвел преподнесли историю Тора как миф о падении богов и отречении от отцовского наследия. Его сольные фильмы в киновселенной служат этому...

07 ноября 2017
Драма поколений Драма поколений

“Бегущий по лезвию 2049” - это один из самых красивых сай-фай за всю историю кино. Возможно, не такой новаторский, как бы это...

07 октября 2017
Как телохранитель и киллер спасали Боснию Как телохранитель и киллер спасали Боснию

Если вы ждете от “Телохранителя киллера” сумасбродной bromance-comedy со свежим юмором ниже пояса, возможно, он вас разочарует....

21 августа 2017