Полет над гнездом хмарочоса
"Вор у вора дубинку украл". Уже в самом названии фильма и слове "хмарочос" содержится некое хтоническое безумие, способное разорвать мозг, и, разумеется, привлечь внимание "досвiченого глядача". Вот они, настоящие "трудности перевода"! Бывают такие слова, что упорно стучаться в лоб с настойчивостью озабоченного дятла, с мощью литого молота, опускающегося на наковальню. Хочется то ли пуститься в разнузданный дионистический танец с элементами самобичевания, то ли прокричать "ку-ка-ре-ку" на центральной площади города, глядя в безбрежное синее небо над головой. Но вместо этого мы, как ответственные граждание, мирно идем в кинотеатр и воочию наблюдаем очередной шедевр от маститого режиссера Бретта Рэтнера, успевшего доселе порадовать нас и "Часами пик 1-3", и "Люди Х: Последняя битва". Это еще без Артура Пирожкова...
По жанру, естественно, комедия, причем комедия с Беном Стиллером, у которого есть такая особенность: если он мало-мальски попадает в волну и в канву сюжета, то выходит нечто легкое и даже смешное, если же нет - то пиши пропало. Так, собственно, и пишут, серьезно критикуя, и небезосновательно, этого актера. Но я бы не стал забывать, что помимо всяких там "старски и хатчей" в его активе имеются "Кабельщик" с Джимом Кэрри, "Кое-что о Мэри" и относительно недавняя "Девушка моих кошмаров", очень и очень неплохие картины.
К какому случаю стоит отнести эту картину? Скорее к первому. Фильм довольно-таки удачный, ненапряжный, неплохо смотрится, местами забавен. Больше всего произвели впечатления небольшие вставки-диалоги персонажей в середине картины, очень украсившие слуховой ряд. Чувствуется именно почерк Стиллера)
Сюжет несложный. Крупный финансовый воротила ограбил всех обитателей своего отеля, забрав у них деньги под видом вложений, проще говоря, кинул. В том числе и своего главного распорядителя (Стиллер), хотя до этого они дружески перебрасывались в шахматишки (отдельное спасибо авторам картины за историческое упоминание жертвы ферзя на поле g3 в партии Левицкий-Маршалл (1912). Действительно, немного подзабытый и очень красивый пример!). Что бы сделал на его месте интеллигентный человек? Процитировал бы "и милость к павшим воззывал", тяжко вздохнул и пошел намыливать петлю. Но деятельный американский менеджер никогда не сдается, как и учил Дейл Карнеги! Вместе с несколькими другими обиженными вкладчиками он разрабатывает "наш ответ Чемберлену", привлекая для этого в помощь настоящего вора. А его, как мы уже наверняка знаем, играет легендарный Фредди Ме... то есть, конечно, Эдди Мэрфи. К сожалению, роль его относительно невелика, но свою посильную ленту в позитивное восприятие этой ленты он, без сомнения, вносит. Здоровьечка мэтру жанра!
Собственно, дальше будет полный комедийный "а-та-там", вкупе с довольно прозаичным финалом. Пожалуй, финал вкупе с массой упрощений - самое слабое место этой картины, которая ближе к середине раскручивается весьма неплохо и даже невзирая на неновизну и шаблонность некоторых сюжетных ходов, смотрится на одном дыхании. Тем не менее, будь я преподавателем, а фильм про "Хмарочос" студентом, зачет бы я поставил. И не только за фамилию "ученика")
Нет, фильм не "гигант мозга" и не "отец жанра", не революция его и не "начало". Но если действительно было чему улыбнуться, если впечатление приятное, если неудачные моменты не ранят шипами воображение, то... знаете, господа присяжные заседатели, не вижу смысла чернить картину или ложить на нее что-то свыше той тысячи атмосфер, что и так давит на каждого из нас. Нормальный фильм, дамы и господа. Попрошу этот факт занести в протокол!