Вечный транзит


Рецензия на фильм: Транзит
Фильм Транзит
24-й ежегодный фестиваль «Новое немецкое кино» в Украине открыл самый свежий фильм Кристиана Петцольда, считающегося главным представителем берлинской школы. Его «Транзит», снятый по написанному более 70 лет тому назад одноименному роману Анны Зегерс, поразительно современен.
Георг (Франц Роговски) пытается сбежать от каких-то (пока) непонятных репрессий. Волею случая в Париже (который является лишь очередным транзитным пунктом на пути в Марсель и далее – прочь из Европы) он попадает в номер дешевого отеля, в котором покончил с собой известный писатель Вейдель, такой же, как и он изгнанник. Так у него в руках оказывается рукопись его последнего романа, документы из мексиканского консульства в Марселе с гарантиями получения визы и письмо от супруги, подписанное именем Мари. В вагоне товарняка, везущего его и его приятеля Хайнца в Марсель, Георг читает и перечитывает роман Вейделя. Прибыв в Марсель – еще один транзитный пункт – Георг постепенно и помимо собственной воли перевоплощается в писателя-самоубийцу, становится обладателем заветной визы, билета на пароход «Монреаль» и встречает Мари (Паула Беер, которую украинский зритель запомнил по главной женской роли в черно-белом эксперименте знаменитого француза Франсуа Озона). Мари, кинувшая в свое время своего супруга (не из-за этого ли он и покончил с собой?), находится в упорном его поиске в надежде снискать прощение и успокоение собственной души.
«Транзит» Петцольда весьма парадоксален: автор смело переносит действие романа Зегерс в современную Францию, ничтоже сумняшеся уподобляя нынешних полицейских фашистам, а роль беглецов от немецких оккупантов отведя нынешним беженцам, заполонившим Европу. И вся эта конструкция парадоксальным образом работает даже несмотря на то, что Петцольд снимал в современном Марселе, не утруждая себя построениям декораций. Во многом, думается, это становится возможным благодаря тонкой сценарной и режиссерской работе и чудным актерам (и не только в главных ролях).  Так что нет ничего удивительного в том, что «Транзит» быль в главном конкурсе Берлинале этого года. Удивительно лишь то, что он не был отмечен там призами.  
0
Алексей Першко 18 октября 2018
Like

Имя:
03 августа 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Цена прощения Цена прощения

 Украинская киноиндустрия (во всей широте этого понятия) демонстрирует признаки пробуждения после острой фазы карантина: фестиваль...

29 июля 2020
Разденься! Выйди на поле голым (ой) Разденься! Выйди на поле голым (ой)

Еще совсем недавно рядовому украинскому зрителю швейцарский кинематограф представлялся своего рода химерой (ведь вряд ли же широкие...

23 июня 2020
Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020
Папины штаны Папины штаны

Знаменитая анимационная студия «Пиксар» предлагает нашему вниманию необычный фильм под названием «Вперед» режиссера...

06 марта 2020