Не в штанах счастье


Рецензия на фильм: Август. Восьмого
Фильм Август. Восьмого

"Командир! С тебя новые штаны! Я обосрался!!!"

...и стойко незатейливой радости звучит при этом в голосе бойца, что поневоле понимаешь, как сильна духом эта армия, и что ей действительно под силу дойти еще снова и в Берлин, и в Париж, и омыть сапоги в Индийском океане... Вот только омовение в таком разе надо начинать не с сапог, как говорилось в рекламе, "чистая попка - здоровое дитя", да и приставку не забывать выключать иногда. А то все мы мним себя Наполеонами, строя радужные планы без штанов на табуретке с одной ножкой, да у цветного киноэкрана, где уж мелькают чьи-то титры...

Новое российское кино от Джаника Файзиева ("Турецкий гамбит") порадует нас авторским взглядом на события 2008-го года в Осетии, конфликт России и Грузии. Хотя сюжет задуман, прямо скажем, с эпохальным, почти спилберговским размахом: он включает в себя не только батальные сцены, но затронет и виртуальную реальность, любовные интриги, проблемы родителей и детей, покажет стойкость человеческого духа и способность к выживанию, прибегнет к толике философии, немного пройдется и по политическим "игрищам"... Охват матерала и нестандартный подход режиссера, без сомнения, заслуживают уважения, но при этом когда столько берешь себе на спину, всегда есть риск что-то расплескать по дороге... Не минула сего и данная картина. В итоге, обилие сцен, образов и идей вперемешку с настойчивым экшином несколько перегружают зрителя, и не все воспринимается на уровне позитива. Добавим к этому традиционное упрощение-штампование, практически неизбежное в массовом кино. Результат - весьма неоднозначные впечатления от фильма.

По сюжету нерадивая мать (Светлана Иванова) отсылает своего маленького сына, что "дружит только с роботами" (с) и видит мир сквозь призму необузданного детского воображения, к экс-супругу (Егор Бероев) на каникулы, дабы наладить свою личную жизнь с преуспевающим бизнесменом (Александр Олешко). Но в последний момент в ней просыпается совесть, ведь бывший супруг находится в Цхинвали, а там вот-вот начнутся военные действия. Поссорившись с ухажером, она отчаянно спешит туда, по дороге автобус терпит крушение (очень зрелищная сцена, надо сказать), а война-таки начинается. С этого мига действие сосредотачивается на отчаянных попытках матери добраться до малыша, который оказался в самом эпицентре пекла, и спасти его...

Поскольку мальчик настоящий фанат роботов, если не сказать хуже, то когда события показываются от его лица, то мы видим анимированные вставки, напоминающие "Трансформеров". Хоть эта идея и сильно "сголливудена", но смотрится интересно, как способ передать мир ребенка. Показано любопытно, но все-таки мальчику не хватает какой-то живости, человечности, он больше как кукло-персонаж. И это недостаток ленты.

И еще большой вопрос, кто его довел до такой "роботомании", плавно переходящей в юношеский идиотизм... Мальчик, конечно, без отца рос, как зритель понимает, но есть мать, бабушка, и кто-то из них, наверное, мог бы иногда выключать компьютер, телевизор... Итог сего: чтобы достучаться до ребенка, ушедшего в "Трансформию", далекую страну, матери приходится общаться с ним на его языке и лепетать неполовозрелый бред насчет "Космобоя", которому какие-то "азы-мазы-шлимазлы" идут на помощь... Нет, что мать "схаменулась" это замечательно, но можно было и раньше немного головой думать, а не тем, чем личная жизнь ведется.

"Мать", кстати, в исполнении Светланы Ивановой - очень молодая и красивая. Настолько, что едет в Осетию в весьма коротком платье, вскоре оказываясь в окружении солдат, бросающих интересные взгляды... В жизни бы, наверное, никто не стал долго думать и и по стойке "смирно" "наказывал" бы весь взвод по очереди, даже не снимая брюки-хаки, но это все-таки кино. Поэтому ближе к середине ленты режиссер милостиво позволяет натянуть даме джинсы и сделать упор на материнские чувства, а не на те изящные достоинства, коими безусловно не обделила природа актрису.

Далее о плюсах: операторская работа - отличная. Военные сцены-перестрелки показаны на весьма пристойном уровне. Динамика тоже не страдает, сюжет интересный, невзирая на некоторую хаотичность. Много известных актеров, большая часть которых играет хорошо и убедительно. "Закос под Голливуд", который ощущается, все же не портит картину, поскольку своей, отечественной специфики и искренних ноток хватает.

Хотя, конечно, когда дама спокойно проезжает через весь грузинский лагерь, обгоняет преследователей на четырех машинах, которые почему-то не стреляют хотя бы по колесам, и ускользает от танка... Что сказать - сильно. Но глупо. Как и Вдовиченков в роли президента России - м-мм, даже не знаю, что тут и сказать... Вообще, этих политических сценок в "генштабе" можно было преспокойно избежать, хуже бы кино от этого не стало. Но - время такое, выборы на кону. Понимаем.

Надо отметить, кино вроде бы и не старается "отбить" политзаказ, пафос и героика есть, но они более-менее в пределах допустимой нормы и по мозгам не бьют. И все же напомнить о той победе России, видимо, картина предназначена потенциальному избирателю дня сегодняшнего... Но тут остается тоже вопрос - один, большой. Да, Россия чисто и довольно убедительно победила тогда. Да, даже Евросоюз и все-все-все де факто признали Грузию агрессором и виновником конфликта, бла-бла-бла. Но когда говорят о политике, то я предпочитаю первым делом вспомнить экономику. Так почему же "победительница Россия" (как и мирная Украина) сегодня живет в общей массе хуже, чем наголову разбитая Грузия?! Видимо, не так плох тот президент, что проводит в стране реформы, а не занимается демагогией. А то, что галстуками он одними питается - так это его личное дело, коли на работе порядок, и экономия бюджета, опять же... Один галстук пока дожуешь - ничего сладкого и калорийного уже и не хочется.

Возвращаемся к фильму. Трудно собрать общее впечатление воедино и как-то "диагностировать" картину, поскольку много разного по форме и по содержанию там намешано, но... То, что это кино достойно просмотра - это однозначно. Для отечественной ленты - так и вовсе отлично. Файзиев здорово вырос со времен "Турецкого гамбита", это факт, при этом собрал многих актеров еще с той ленты (Бероев, Олешко, Куценко, Гуськов), но сюжет строится все же не только и не столько на них, проверенных "бойцах", но и на новых лицах . Главная героиня небезупречна по исполнению, но сыграна интересно Светланой Ивановой, и это главное.

Как и то, что штаны запачкать, в общем-то, не стыдно, когда страну защищаешь и чудеса храбрости являешь. Ведь не в штанах счастье, а в жизни человеческой. И дивиться героизму мы не перестанем, и уважать, и ценить подвиг. Но самое важное - не допускать того, чтобы люди сражались и гибли по надуманным кем-то мотивам. Самый лучший подвиг тот - который так и не придется совершить...

Потому что будет мир. И зелень вокруг, и чистый воздух, а не дым с гарью. И дети...

1
Ксеркс 29 февраля 2012


Имя:
04 августа 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Управление гневом Управление гневом

 И вновь начинается бой, Кейт Бекинсейл может уже не такой молодой - но еще очень красивый!..

01 августа 2021
Миссия "Буренка" Миссия "Буренка"

  Фильм, кажется, вдохновленный одной-единственной креативной мыслью его создателей-филантропов: что живого человека,...

19 июля 2021
Приструнить семейку Приструнить семейку

  По-своему неплохой атмосферный мультик, которому, однако, существенно не хватает глубины сюжета. Непонятно как начавшись...

11 июля 2021
Между прошлым и будущим Между прошлым и будущим

 Как-то поневоле канадские фильмы воспринимаются как нечто второсортное-малобюджетное, но эта лента успешно ломает все стереотипы!...

26 июня 2021
Каменный гость Каменный гость

  Китайцы любят начудить на экране так, чтобы этим никто не проникся, кроме их самих, но этот раз все-таки является исключением....

17 июня 2021