Грузин-трансформер


Рецензия на фильм: Август. Восьмого
Фильм Август. Восьмого
Как известно, подчинение творческого замысла идеологической установке в подавляющем большинстве случаев до добра не доводит. Лишнее тому доказательство – новая лента Джаника Файзиева «Август. Восьмого» (в дальнейшем для краткости – А8).
Вполне естественно, что в сложившейся (гео)политической ситуации тему российско-грузинского конфликта в августе 2008 года не могли обойти стороной ни одна из сторон-участниц. Причем грузины даже опередили россиян – и в смысле хронологии, и в смысле идеологии: их фильм «Пять дней войны» в прошлом известного финнско-голливудского постановщика Ренни Харлина вышел на год раньше ленты «А8» Джаника Файзиева. При этом отметим, что Харлин, очевидно не очень разбираясь в нюансах тех событий, насытил свою ленту крайним насилием и идеологическими штампами, представив русских в однозначно черном цвете, то есть зверьми, готовыми по поводу и без повода терзать и рвать зубами все живое. В этом смысле Файзиев оказался куда более мягким, заявляя, что для него эта война – лишь фон для основной истории. Но вериться все же с трудом, особенно когда видишь Гигантского робота, крайне напоминающего какого-нибудь злобного Десептикона и долженствующего символизировать собой силы зла, а конкретно – грузин. Справедливости ради стоит отметить, что вся линия с роботами (есть в фильме и добрые роботы) – достаточно удачная отработка темы восприятия современным ребенком войны, в котором олицетворение сил добра и зла в роботах – лишь психологический защитный механизм. Ради той же справедливости надо сказать, что Файзиев – режиссер, тонко чувствующий конъюнктуру и знающий законы кинобизнеса – постарался сделать все, чтобы его лента получила максимально низкий возрастной ценз. Поэтому, в отличие от фильма Харлина, в котором части человеческих тел разлетаются во все стороны по поводу и без повода, в части насилия лента Файзиева крайне мягка. Используя в боевых сценах стилистику а ля «Черный ястреб» Ридли Скотта, он максимально избегает натуралистического показа ужасов войны. Пытается он избежать и прямолинейных агитационных посылов (за исключением сцен с президентом России, сыгранного Владимиром Вдовиченковым, которые смотрятся здесь достаточно чужеродно) – агитация здесь скрыта в деталях: в подборе актеров, в отдельных вроде бы незначимых репликах и пр. С другой стороны, режиссер пытается обставить эту войну в стилистике компьютерной игры – противники россиян никогда не показывают лиц, то есть в прямом смысле обезличены. А в единственной сцене, где грузинский воин снимает маску, он показан с самой лучшей стороны. Конечно, все эти ухищрения не снимают идеологической окраски ленты «А8», а форма подачи материала может сделать фильм более опасным в смысле идеологического воздействия на зрителя, чем лента того же Харлина. «Пять дней войны» просто никто не смотрел, а у фильма Файзиева есть все шансы сделать неплохую кассу в отечественном прокате.

 

3
Алексей Першко 29 февраля 2012


Имя:
01 августа 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 июля 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 июля 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 июля 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 июля 2021