От тризны до тризны
На украинские экраны выходит один из самых ожидаемых украинских фильмов сезона «Черкассы», авторы которого пытались осмыслить недавние события новейшей украинской истории.
Миша (Евгений Ламах) в пьяном угаре забредает на поминки матери своего друга Льва (Дмитрий Сова). Поминки под воздействием неумеренного потребления алкоголя (надо полагать – контрафактного) быстро перестают в тризну. Миша, которому вскоре предстоит отправится на службу на военно-морской флот, упрашивает практически всех собутыльников поехать с ним, но соглашается – под воздействием не алкоголя, но экстремальных эмоций – лишь Лев. Так односельчане оказываются в Крыму, на борту тральщика «Черкассы». Поначалу парни проходят через все круги флотского ада – вынуждены есть несъедобную пищу (отсылка к «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна?) и терпеть издевательства старшины, который будит салаг посреди ночи и выпытывает, сколько иллюминаторов на корабле. Но приходит весна 2014 года и тральщик отправляется к побережью Болгарии на совместные натовские военно-морские учения. Как оказывается, возвращаться кораблю уже некуда – Крым и порт на Донуздаве уже захвачены «зелеными человечками», а остальные корабли украинского флота, базировавшиеся там, предпочли сдаться на милость противника. Командир же «Черкасс» решает всеми силами противостоять агрессору. Команда тральщика, дополненная членами экипажей других суден, начинает 19-дневное противостояние.
Дискуссия о том, должно ли проходить время для осмысления реальных событий в художественной форме, ведется давно и с переменным успехом, так что оставим ее профессионалам. А вот у Тимура Ященко, режиссера ленты, кино получилось пусть и не выдающееся, но примечательное: драматургический замысел эллиптической структуры (фильм, начавшийся с тризны, тризной и заканчивается ровно за тем же сельским столом) прослеживается, но не всегда четко артикулируется (например, Лев практически исчезает из поля зрения и появляется лишь под финал), оператор Юрий Дунай почти безупречно справляется с поставленной задачей, не посрамил своего авторитета композитор Антон Байбаков, да и диалогистам удалось избежать главного изъяна украинского военно-патриотического кино – персонажи говорят на смачном, щедро приправленном арготической лексикой языке, а сам язык престал быть определяющим фактором для разделения персонажей на положительных и отрицательных. Вот только не совсем понятно, на что же ушли 40 миллионов гривен заявленного производственного бюджета.