От тризны до тризны


Рецензия на фильм: Черкассы
Фильм Черкассы

На украинские экраны выходит один из самых ожидаемых украинских фильмов сезона «Черкассы», авторы которого пытались осмыслить недавние события новейшей украинской истории.

Миша (Евгений Ламах) в пьяном угаре забредает на поминки матери своего друга Льва (Дмитрий Сова). Поминки под воздействием неумеренного потребления алкоголя (надо полагать – контрафактного) быстро перестают в тризну. Миша, которому вскоре предстоит отправится на службу на военно-морской флот, упрашивает практически всех собутыльников поехать с ним, но соглашается – под воздействием не алкоголя, но экстремальных эмоций – лишь Лев. Так односельчане оказываются в Крыму, на борту тральщика «Черкассы». Поначалу парни проходят через все круги флотского ада – вынуждены есть несъедобную пищу (отсылка к «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна?) и терпеть издевательства старшины, который будит салаг посреди ночи и выпытывает, сколько иллюминаторов на корабле. Но приходит весна 2014 года и тральщик отправляется к побережью Болгарии на совместные натовские военно-морские учения. Как оказывается, возвращаться кораблю уже некуда – Крым и порт на Донуздаве уже захвачены «зелеными человечками», а остальные корабли украинского флота, базировавшиеся там, предпочли сдаться на милость противника. Командир же «Черкасс» решает всеми силами противостоять агрессору. Команда тральщика, дополненная членами экипажей других суден, начинает 19-дневное противостояние.

Дискуссия о том, должно ли проходить время для осмысления реальных событий в художественной форме, ведется давно и с переменным успехом, так что оставим ее профессионалам. А вот у Тимура Ященко, режиссера ленты, кино получилось пусть и не выдающееся, но примечательное: драматургический замысел эллиптической структуры (фильм, начавшийся с тризны, тризной и заканчивается ровно за тем же сельским столом) прослеживается, но не всегда четко артикулируется (например, Лев практически исчезает из поля зрения и появляется лишь под финал), оператор Юрий Дунай почти безупречно справляется с поставленной задачей, не посрамил своего авторитета композитор Антон Байбаков, да и диалогистам удалось избежать главного изъяна украинского военно-патриотического кино – персонажи говорят на смачном, щедро приправленном арготической лексикой языке, а сам язык престал быть определяющим фактором для разделения персонажей на положительных и отрицательных. Вот только не совсем понятно, на что же ушли 40 миллионов гривен заявленного производственного бюджета.

0
Алексей Першко 26 февраля 2020
Like

Имя:
09 апреля 2020
Ваш отзыв
Гость
Гость 28 февраля 2020 02:38
0
Сам фільм не дивився, бо все через сраку. Перші інші, ми якось потім. Читаю сценарій і відверто не розумію автора. Він не охірєв писати про "інші кораблі здалися на мілость побєдітєлю".
Тільки за ці слова - автор ДОЛБОЬОБ! В Криму були й інші кораблі, якщо командири були підарами-запроданцями як Макєєв крв Луцьк, Ємельяненко крв Тернопіль, Ольховик КУ Донбас, та інші, то серед екіпажів більшість людей за Україну.
Я вважаю за необхідне, щоб автор публічно вибачився перед тими екіпажами, які вийшли на материк!
.

Другие рецензии автора


Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020
Папины штаны Папины штаны

Знаменитая анимационная студия «Пиксар» предлагает нашему вниманию необычный фильм под названием «Вперед» режиссера...

06 марта 2020
Все песни только о любви Все песни только о любви

 Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих рецензиях автора на фильмы этой недели, наши прокатчики накануне 8 марта стремятся...

04 марта 2020
Влюбленная сваха Влюбленная сваха

 Как мы уже писали в предыдущей рецензии (на украинскую комедию «Свидание в Вегасе»), преддверие Международного женского...

03 марта 2020