Дегуманизация Донбасса


Рецензия на фильм: Донбасс
Фильм Донбасс
На 9-м Одесском кинофестивале представлен новый фильм Сергея Лозницы «Донбасс», который не только принес ему приз Ассоциации артхаузного кино в каннской секции «Особый взгляд», но и окончательно утвердил режиссера в статусе международного автора первого ряда. Еще бы – мало есть в современном кино мастеров, все игровые фильмы которого были представлены в разных конкурсных секциях Канн.
Вот немецкий журналист пытается вместе со своим украинским переводчиком пытается брать интервью у бойцов по ту сторону линии разграничения. Вот на блок-посту происходит обыск сумок простых граждан, возвращающихся с контролируемой Украиной территории. Вот женщина-командир сепаратистского подразделения пытается запугать пассажиров-мужчин все того же автобуса. А вот уже в больнице по эту сторону линии разграничения депутат-хапуга пытается вернуть на рабочие места медперсонал, взбунтовавшийся против махинаций главврача, на рабочие места. И снова камера (а вместе с ней и зритель) оказываются по ту сторону и видят, как донецкий бизнесмен пытается вернуть себе «конфискованную» машину, но все больше погрязает в кафкианском мире «республиканской» бюрократии (олицетворенной неожиданным Георгием Делиевым).
На первый взгляд, «Донбасс» Сергея Лозницы вполне укладывается в рамки привычного авторского стиля режиссера, которому присуща отрешенная холодность (на поверку – кажущаяся) взгляда на происходящее. В своих фильмах Лозница, как правило, находит ситуации, поставив в которые своих героев, он вскрывает состояние души и духа своих современников. Так он поступает и в «Донбассе», с той лишь разницей, что от одного своего фильма к другому Сергей Лозница все больше теряет веру в человека, доходя до мизантропии. В «Донбассе» он не щадит ни «наших», ни «ихних», показывая присущие человеку пороки, ранее скрывавшиеся, но теперь буйно расцветшие на «благодатной» почве, вспаханной войной. «Донбасс» наверняка вызовет бурные эмоции, поскольку требует немалых усилий для своего понимания, хотя формально он кажется предельно простым: «псевдодокументальная» камера (за ней – постоянный сотрудник Лозницы Олег Муту), актерский состав, в котором преобладают непрофессиональные актеры, живой язык (с применением огромного количества ненормативной лексики).  Но может, стоит предположить, что за показной мизантропией все же скрывается позиция неравнодушного художника?  
0
Алексей Першко 18 июля 2018


Имя:
22 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 июня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 июня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021