Дегуманизация Донбасса


Рецензия на фильм: Донбасс
Фильм Донбасс
На 9-м Одесском кинофестивале представлен новый фильм Сергея Лозницы «Донбасс», который не только принес ему приз Ассоциации артхаузного кино в каннской секции «Особый взгляд», но и окончательно утвердил режиссера в статусе международного автора первого ряда. Еще бы – мало есть в современном кино мастеров, все игровые фильмы которого были представлены в разных конкурсных секциях Канн.
Вот немецкий журналист пытается вместе со своим украинским переводчиком пытается брать интервью у бойцов по ту сторону линии разграничения. Вот на блок-посту происходит обыск сумок простых граждан, возвращающихся с контролируемой Украиной территории. Вот женщина-командир сепаратистского подразделения пытается запугать пассажиров-мужчин все того же автобуса. А вот уже в больнице по эту сторону линии разграничения депутат-хапуга пытается вернуть на рабочие места медперсонал, взбунтовавшийся против махинаций главврача, на рабочие места. И снова камера (а вместе с ней и зритель) оказываются по ту сторону и видят, как донецкий бизнесмен пытается вернуть себе «конфискованную» машину, но все больше погрязает в кафкианском мире «республиканской» бюрократии (олицетворенной неожиданным Георгием Делиевым).
На первый взгляд, «Донбасс» Сергея Лозницы вполне укладывается в рамки привычного авторского стиля режиссера, которому присуща отрешенная холодность (на поверку – кажущаяся) взгляда на происходящее. В своих фильмах Лозница, как правило, находит ситуации, поставив в которые своих героев, он вскрывает состояние души и духа своих современников. Так он поступает и в «Донбассе», с той лишь разницей, что от одного своего фильма к другому Сергей Лозница все больше теряет веру в человека, доходя до мизантропии. В «Донбассе» он не щадит ни «наших», ни «ихних», показывая присущие человеку пороки, ранее скрывавшиеся, но теперь буйно расцветшие на «благодатной» почве, вспаханной войной. «Донбасс» наверняка вызовет бурные эмоции, поскольку требует немалых усилий для своего понимания, хотя формально он кажется предельно простым: «псевдодокументальная» камера (за ней – постоянный сотрудник Лозницы Олег Муту), актерский состав, в котором преобладают непрофессиональные актеры, живой язык (с применением огромного количества ненормативной лексики).  Но может, стоит предположить, что за показной мизантропией все же скрывается позиция неравнодушного художника?  
0
Алексей Першко 18 июля 2018
Like

Имя:
12 августа 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Новичок в поле воин Новичок в поле воин

 На экраны Украины выходит фильм, который мог бы стать путеводной звездой на пути развития украинской кинематографии как индустрии...

04 августа 2020
Цена прощения Цена прощения

 Украинская киноиндустрия (во всей широте этого понятия) демонстрирует признаки пробуждения после острой фазы карантина: фестиваль...

29 июля 2020
Разденься! Выйди на поле голым (ой) Разденься! Выйди на поле голым (ой)

Еще совсем недавно рядовому украинскому зрителю швейцарский кинематограф представлялся своего рода химерой (ведь вряд ли же широкие...

23 июня 2020
Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020