Первый украинский


Рецензия на фильм: Поводырь
Фильм Поводырь
На экраны страны выходит лента, которой многие прочат судьбу первого украинского блокбастера. Об этом говорят и амбиции прокатчика, каковым выступает крупнейшая дистрибуторская компания Украины B&H, которая рискнула выпустить одновременно не мене 130 копий (по другим источникам – 154), и мощная маркетинговая компания, призывающая «закрыть глаза и смотреть сердцем», и невиданный по размаху премьерный день, имевший место в престижном (на данный момент) столичном многозальнике «Оскар» в ТЦ «Гулливер». Но, не взирая на призывы, звучащие с афиш и из уст создателей ленты, все попробуем немного глаза приоткрыть.
Итак, на дворе 1934 год. На харьковском тракторном заводе работает иностранный специалист, американский коммунист Майкл Шемрок, которого за ударный труд награждают поездкой в столицу всего прогрессивного человечества – Москву. Но перед самым отъездом Николай Сытник вручает ему «Кобзаря» Т.Г. Шевченко с просьбой передать его английскому журналисту, работающему в Москве. Именно эта книга, а точнее – спрятанные в ней документы о планируемом Голодоморе, и станет причиной его гибели, оставит сиротой его 12-летнего сына Питера, который и станет вскоре тем самым заглавным «Поводырем».
Фильм, на создание которого Олеся Санина вдохновил и благословил знаменитый голливудский актер Джек Пеленс (в миру – наш соотечественник Владимир Палагнюк) в далеком 2004-м году, очевидно претендует на широкий публичный успех, и не только в нашей стране, то есть по мнению его авторов и прокатчиков обладает способностью говорить и глубинных национальных проблемах на универсальном языке кино. Но после просмотра в этом возникает ряд сомнений, в числе которых: совершенная однозначность характеристик героев (Иван Кочерга, сыгранный Станиславом Бокланом, - рыцарь без страха и упрека, за плечами которого сражение под Крутами, где он и потерял зрение, беззаветная любовь к Орысе и необоримый казацкий дух, «що тіло рве до бою», невзирая на слепоту; чекіст Владимир – мерзавец, любовь котрого к Ольге (Джамала), невесте Шемрока,  скорее не смягчает черноту этого персонажа, а кажется лишь стремлением властвовать, подавлять, владеть; сама же Ольга и вовсе выглядит «человеком без свойств», о мотивах поступков которого остается лишь догадываться), драматургическая слабость повествования, обусловленная, не исключаем, масштабностью замысла и исторического материала и отсутствие внятного позитивного послания, которое было бы нелишним для широкой публики в нынешнее непростое для нашей страны время. Не исключено, впрочем, что этот недостаток будет устранен в обещанной режиссером полной, четырехчасовой версии ленты, премьера которой должна состоятся на «Интере» в 2015-м году. Кроме того, чрезмерное увлечение метафоричностью и мифотворчеством, которые присущи поэтическому кино, из которого черпает вдохновение режиссер, приводит порой к неоднозначным результатам – чего стоит только превращение знаменитого Таракановского форта под Дубно, построенного к концу 19 столетия Российской империей в «легендарную казацкую крепость». А если все же прислушаться к слогану фильма, то тогда мимо зрителя пройдет единственная не вызывающая никаких нареканий составляющая «Поводыря» - виртуозная работа одного  из лучших операторов мира Сергея Михальчука, что еще уменьшит шансы  ленты Олеся Санина действительно стать первым украинским блокбастером. Но пути коллективного сознательного (и без-) неисповедимы, так что будем надеяться на лучшее.
2
Алексей Першко 11 ноября 2014


Имя:
04 августа 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Нечеловечески хорош Нечеловечески хорош

Идея о любви между человеком и андроидом (или же искуственным интеллектом) давно беспокоит творцов, работающих в разных областях и жанрах,...

02 августа 2021
Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 июля 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 июля 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 июля 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021