Экзистенциальная ржака


Рецензия на фильм: Ржака
Фильм Ржака
Есть такой разряд фильмов, которые (пусть и в несколько устаревшей) терминологии было принято называть «программными». В них авторы (сознательно или же несознательно) излагали свои творческие принципы и угол своего мировоззрения. Можно предположить, что черная комедия Дмитрия Томашпольского «Ржака» - как раз из таких.
Савва – режиссёр артхаузного кино, широко известный в узких кругах. Ок как раз находится в преддверии создания своего очередного шедевра, которого уже заждались отборщики Роттердама, Санденса или Канн (в скобках заметим, что эти свои амбиции Автор подпитывает, нося то футболку Санденса – крупнейшего американского фестиваля независимого кино, то бейсболку с эмблемой Канн). Фильм должен называться «Замкнутый круг», а главные его герои (так, по крайней мере, можно подумать после просмотра некоторых сцен фильма в фильме) – «зародыши», тревожно копошащиеся в бело-пупырчатой трубе, отдаленно напоминающей влагалище. Бебе – печальная клоунесса, уровня печальности которой добавляют не только жизненные обстоятельства (вроде развода с супругом), но и неисчислимые болячки – с полтора десятка раков (всех вообразимых и невообразимых органов) и синдром, следствием которого является паралич лицевых мышц, ведущего к физиологической неспособности улыбаться. Жизненные пути этих внешне столь разных (а по сути – очень близких) персонажей могли бы никогда и не пересечься, если бы не появление загадочных «продюсеров», под страхом смерти требующих от Саввы снять ржаку – фильм, от которого бы все ржали как кони.
Есть ощущение, что Дмитрий Томашпольский всю свою творческую жизнь снимает один и тот же фильм с ощутимым налетом прекраснодушного интеллигентства. И «Ржака» из этой тенденции не выпадает, с той лишь разницей, что здесь творческий метод режиссера (и сценариста) неожиданно приобретает изрядную жесткость (надо полагать – под воздействием каких-то личных жизненных обстоятельств). К тому же этот фильм имеет достаточно жесткую внутреннюю структуру, что лишь подчеркивает упомянутую чуть выше жесткость. В результате получается внешне простой, но наполненный гроькими размышленями фильм не только о сути режиссерской (и шире – кинематографической) профессии, но и о смысле самой жизни (да простится нам этот пафос). Будет ли этот фильм воспринят зрителем, нам неведомо, но то что он вполне может стать эдакой внутренней точкой отсчета в развитии новейшего украинского кинематографа, сомневаться не приходится. 
1
Алексей Першко 21 марта 2018


Имя:
14 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 июня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 июня 2021