О царе-батюшке
Если создатели «Параграфа 78» честно признают, что занимались отработкой шаблонов боевика-шутера на российской почве, то Олег Рясков, режиссер «Слуги государева» решил поупражняться в куда более древнем жанре «искусства» - верноподданническом. Все герои фильма – не более чем шаблоны, что сделано, наверное, для блага же зрителя – чтобы не перенапрягался. Итак с экрана то французская, то шведская, а то и польская речь несется (действие разворачивается во Франции и в России накануне Полтавской битвы). А так все понятно – вот тебе хитрый негодяй-поляк, вот благородный, но молчаливый французский во всех смыслах шевалье а ля Д'Артаньян, а вот и рубаха-парень, бравый и русоволосый русский офицер Григорий Воронов, который ради царя-батюшки на все способен (в этой роли – Александр Бухаров, после «Волкодава» и «Слуги…» явно тянет на нового русского киногероя). Но более всех поражают воображение не столь перечисленные персонажи, и даже не Алексашка Меншиков («который еще 20 лет назад пирожки продавал, а теперича – гляди ж ты»…далее см. «Петр І» Алексея Толстого), а сам первый русский император Петр свет Алексеевич. Личность его просто поражает своей размахом и широтой: для народы он настоящий царь-батюшка, с врагами беспощаден, но и справедлив безмерно. Изображается все это на уровне избитых клише и без малейшей доли спасительной иронии. Объясняются же деяния Петра следующим образом: « Законов там никто (в России) не чтет, поэтому Петр и держит власть твердой рукой. Иначе здесь нельзя». Ну, можно или нельзя иначе – впорос спорный и весьма далекий от решения, но зачем же так лобово – просто как обухом. Вот и непонятно: толи режиссер (он же сценарист) считает своего зрителя полным идиотом, толи он своим фильмом отражает некие общественно-политические тенденции в российской реальности. Так они нам не вполне ведомы, а посему ничего, кроме недоумения (в лучшем случае), вызвать не могут.