Старые сказки на украинский лад


Рецензия на фильм: Сторожевая застава
Фильм Сторожевая застава
Просмотр «первого украинского фэнтези» (так его определяют сами создатели) «Сторожевая застава» Юрия Ковалева оставляет неоднозначное впечатление: с одной стороны, никогда ранее в новейшем украинском кинематографе количество и уровень специальных эффектов не достигали таких высот, но, с другой стороны, вызывает сомнения соответствие жанрового определения от авторов полученному результату. Но в любом случае уже сейчас стоит подчеркнуть, что появление этого фильма само по себе доказывает правильность выбранного вектора развития украинского кино (жанровое разнообразие – один из важнейших признаков здоровья кинематографа).
Витя в раннем детстве перенес тяжелую психологическую травму, которая и зародила в нем боязнь высоты. Повзрослев, он почему-то решил изучением самолетостроения (так, по крайней мере стоит интерпретировать обстановку в его комнате, запущенный куда-то в неизвестность планер, значок и принты, которыми покрыта его футболка, которую он будет носить 90 процентов экранного времени, и – наконец-то – построенный им дельтаплан). Впрочем, от панической боязни высоты это его не избавило, что и привело его к изрядному конфузу во время горного похода с друзьями для лицезрения солнечного затмения, а тот – в свою очередь – к попаданию во временную дыру, другой конец которой находился в окрестностях заставы Римов. Там его ждали три богатыря, половцы, первая любовь, каменный голем и прочие приключения. Закончилось все это несколько туманным, но в целом крайне положительным образом.
Авторам «Сторожевой заставы» безусловно есть чем гордится: здесь и спецэффекты невиданного для нашей страны уровня, которые не царапают глаз, и великолепная работа художника-постановщика (Влад Одуденко), достигшего со своей командой  невероятной детализации вещного мира тысячелетней давности. Но всегда есть одно (или несколько) «но». Первое из них: наверное, «Застава» - это не совсем фэнтези – дело тут и в непроработанности вымышленного мира, в который погружается действо в этом жанре (здесь речь об этом не идет – Витя просто перемещается из дня сегодняшнего на 1000 лет назад), и в нарушении неписанных законов этого жанра (например, представляется, что магический артефакт по этим правилам подчиняется лишь избранным, а не всем подряд после его активации этими избранными (вам ведь трудно представить, что плащ доктора Стренджа оказывает услуги кому-то еще). И что еще придает «Сторожевой заставе» привкус старомодности – это идеализированный и излишне сусальный мир прошлого. Но в целом, как представляется, фильм этот ждет счастливая прокатная судьба и – возможно – не только на наших просторах.
0
Алексей Першко 10 октября 2017


Имя:
13 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 июня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 июня 2021