Как обычно – с музыкой. - рецензия на фильм Турксиб

Войти через
Регистрация
 
Как обычно – с музыкой.
 
Фильм Турксиб

 Центр Довженко продолжил цикл киноперформансов из цикла «Коло Дзиги» классическим «Турксибом» (1929) Виктора Турина. 

 Неоднократно включавшийся во всевозможные «списки лучших» в мировом неигровом кино «Турксиб» сегодня, со всей очевидностью, ну никак не вписывается в традиционные «документальные» каноны. Взявшись за хронику строительства ударной стройки  первой советской пятилетки – циклопической Туркестано-Сибирской магистрали – режиссёр Виктор Турин принципиально не ориентировался ни на формалистические находки современников-документалистов (Дзига Вертов, Эсфирь Шуб), ни на казённые шаблоны тогдашних «культурфильмов» - так в те годы назывался аналог позднейшего научно-популярного кино. Имевший в силу обстоятельств жизни сначала пятилетнюю «голливудскую практику», а затем снявший на ялтинской студии 2 игровых фильма режиссёр превратил традиционно-советскую казённую хронику масштабного строительства (изначальная дикость природы и быта – приход носителей прогресса – героизм строительства – торжество труда и разума) – чуть ли не в триллер (вестерн) с кучей внутренних сюжетов и неослабевающей динамикой. В этом контексте каждый план воспринимается как нарочито выстроенная сцена; горы, пустыни и сибирские снега – как тщательно подобранная натура, а персонажи (от первобытных казахов-пастухов и земледельцев до их баранов и верблюдов) – как актёры с жёстко сформулированной ролью. Чёткая пятичастная структура двигающегося по нарастанию фильма, подчёркнутая поразительно уместной графикой титров, а порой и анимацией - в финале приводит к заранее просчитанному катарсису, не оставляя зрителю возможности хоть как-то уклониться от талантливо навязанного режиссёрского диктата.
Продемонстрированная копия фильма намного длиннее советской «канонической» версии, так как имеет английское происхождение – в ней явно чувствуется монтажёрский touch британского классика-документалиста Джона Грирсона. Британским стало и живое музыкальное сопровождение симпатичного дуэта Bronnt Industries Kapital. Решив не мудрствовать лукаво и не уклоняться в совершенно излишние в данном случае электронно-авангардные пространства, музыканты просто проследовали за сюжетом, воспользовавшись, помимо неизбежного «компьютерного минимума», множеством традиционных «живых» инструментов, создав весьма уместную олдскульную спейс- и прог-роковскую музыкальную канву.  Единственное «но» к этому более чем примечательному действу – более чем получасовая его задержка. Стоит учесть на будущее. 

Текст: Сергей Локотко

Рецензия на фильм Турксиб 0  
Алексей Першко 05 октября 2018
Комментарии
 
Имя
20 июня 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

Другие рецензии автора

Слава вилкам!

Студия Pixar, сняв четвертый фильм франшизы «История игрушек», в очередной раз доказала (и себе, и всем остальным), что...

— 19 июня 2019

 
Дом большой Ма

 Думается, и наш, и мировой зритель уже давно привык: если фильм начинается заставкой компании Bloomhouse, а на экране пасторальные...

18 июня 2019

Кто кому мать

 Украинскому зрителю предстоит – едва ли не впервые – увидеть фильм, который является продуктом новой кинематографической...

17 июня 2019

 
Испытание меланхолией

На недавнем Киевском МКФ «Молодость», в рамках новой программы «Форма» был показан немецкий фильм...

14 июня 2019

Оскаровские шорты

 Вниманию украинского зрителя предлагается традиционная подборка короткометражных лент, вошедших в шорт-лист самой престижной...

13 июня 2019

 
Оценка автора
9 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 1
В ролях



fk tw