Как обычно – с музыкой. - рецензия на фильм Турксиб

Войти через
Регистрация
 
Как обычно – с музыкой.
 
Фильм Турксиб

 Центр Довженко продолжил цикл киноперформансов из цикла «Коло Дзиги» классическим «Турксибом» (1929) Виктора Турина. 

 Неоднократно включавшийся во всевозможные «списки лучших» в мировом неигровом кино «Турксиб» сегодня, со всей очевидностью, ну никак не вписывается в традиционные «документальные» каноны. Взявшись за хронику строительства ударной стройки  первой советской пятилетки – циклопической Туркестано-Сибирской магистрали – режиссёр Виктор Турин принципиально не ориентировался ни на формалистические находки современников-документалистов (Дзига Вертов, Эсфирь Шуб), ни на казённые шаблоны тогдашних «культурфильмов» - так в те годы назывался аналог позднейшего научно-популярного кино. Имевший в силу обстоятельств жизни сначала пятилетнюю «голливудскую практику», а затем снявший на ялтинской студии 2 игровых фильма режиссёр превратил традиционно-советскую казённую хронику масштабного строительства (изначальная дикость природы и быта – приход носителей прогресса – героизм строительства – торжество труда и разума) – чуть ли не в триллер (вестерн) с кучей внутренних сюжетов и неослабевающей динамикой. В этом контексте каждый план воспринимается как нарочито выстроенная сцена; горы, пустыни и сибирские снега – как тщательно подобранная натура, а персонажи (от первобытных казахов-пастухов и земледельцев до их баранов и верблюдов) – как актёры с жёстко сформулированной ролью. Чёткая пятичастная структура двигающегося по нарастанию фильма, подчёркнутая поразительно уместной графикой титров, а порой и анимацией - в финале приводит к заранее просчитанному катарсису, не оставляя зрителю возможности хоть как-то уклониться от талантливо навязанного режиссёрского диктата.
Продемонстрированная копия фильма намного длиннее советской «канонической» версии, так как имеет английское происхождение – в ней явно чувствуется монтажёрский touch британского классика-документалиста Джона Грирсона. Британским стало и живое музыкальное сопровождение симпатичного дуэта Bronnt Industries Kapital. Решив не мудрствовать лукаво и не уклоняться в совершенно излишние в данном случае электронно-авангардные пространства, музыканты просто проследовали за сюжетом, воспользовавшись, помимо неизбежного «компьютерного минимума», множеством традиционных «живых» инструментов, создав весьма уместную олдскульную спейс- и прог-роковскую музыкальную канву.  Единственное «но» к этому более чем примечательному действу – более чем получасовая его задержка. Стоит учесть на будущее. 

Текст: Сергей Локотко

Рецензия на фильм Турксиб 0  
Алексей Першко 05 октября 2018
Комментарии
 
Имя
18 декабря 2018
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

Другие рецензии автора

Десятое свидание

 Известный шоумен Владимир Зеленский предлагает нашему вниманию десятый фильм от студии «Квартал 95» и дебютный для него...

— 17 декабря 2018

 
Няшно-мимишное рождество

 Если вы, уважаемый зритель, видели фильм про Гринча с Джимом Кэрри, то советуем немедленно об этом забыть и смело отправляться на...

14 декабря 2018

Сексуальные мечты бухгалтера

 Новейшее украинско кино продолжает изобретать давно изобретенное, то есть осваивать неведомые ему доселе жанры. После...

13 декабря 2018

 
Чарли и шмель

 Режиссер Трэвис Найт, автор замечательного мультфильма «Кубо и легенда самурая», замечательно справился и с более...

12 декабря 2018

Сквозь донышко бутылки

 Режиссер Джеймс Ван, ранее специализировавшийся на среднебюджетных ужастиках, получил в свое распоряжение огромный бюджет на...

11 декабря 2018

 
Оценка автора
9 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 1
В ролях



fk tw