Как обычно – с музыкой. - рецензия на фильм Турксиб

Войти через
Регистрация
 
Как обычно – с музыкой.
 
Фильм Турксиб

 Центр Довженко продолжил цикл киноперформансов из цикла «Коло Дзиги» классическим «Турксибом» (1929) Виктора Турина. 

 Неоднократно включавшийся во всевозможные «списки лучших» в мировом неигровом кино «Турксиб» сегодня, со всей очевидностью, ну никак не вписывается в традиционные «документальные» каноны. Взявшись за хронику строительства ударной стройки  первой советской пятилетки – циклопической Туркестано-Сибирской магистрали – режиссёр Виктор Турин принципиально не ориентировался ни на формалистические находки современников-документалистов (Дзига Вертов, Эсфирь Шуб), ни на казённые шаблоны тогдашних «культурфильмов» - так в те годы назывался аналог позднейшего научно-популярного кино. Имевший в силу обстоятельств жизни сначала пятилетнюю «голливудскую практику», а затем снявший на ялтинской студии 2 игровых фильма режиссёр превратил традиционно-советскую казённую хронику масштабного строительства (изначальная дикость природы и быта – приход носителей прогресса – героизм строительства – торжество труда и разума) – чуть ли не в триллер (вестерн) с кучей внутренних сюжетов и неослабевающей динамикой. В этом контексте каждый план воспринимается как нарочито выстроенная сцена; горы, пустыни и сибирские снега – как тщательно подобранная натура, а персонажи (от первобытных казахов-пастухов и земледельцев до их баранов и верблюдов) – как актёры с жёстко сформулированной ролью. Чёткая пятичастная структура двигающегося по нарастанию фильма, подчёркнутая поразительно уместной графикой титров, а порой и анимацией - в финале приводит к заранее просчитанному катарсису, не оставляя зрителю возможности хоть как-то уклониться от талантливо навязанного режиссёрского диктата.
Продемонстрированная копия фильма намного длиннее советской «канонической» версии, так как имеет английское происхождение – в ней явно чувствуется монтажёрский touch британского классика-документалиста Джона Грирсона. Британским стало и живое музыкальное сопровождение симпатичного дуэта Bronnt Industries Kapital. Решив не мудрствовать лукаво и не уклоняться в совершенно излишние в данном случае электронно-авангардные пространства, музыканты просто проследовали за сюжетом, воспользовавшись, помимо неизбежного «компьютерного минимума», множеством традиционных «живых» инструментов, создав весьма уместную олдскульную спейс- и прог-роковскую музыкальную канву.  Единственное «но» к этому более чем примечательному действу – более чем получасовая его задержка. Стоит учесть на будущее. 

Текст: Сергей Локотко

Рецензия на фильм Турксиб 0  
Алексей Першко 05 октября 2018
Комментарии
 
Имя
22 октября 2018
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

Другие рецензии автора

Вечный транзит

 24-й ежегодный фестиваль «Новое немецкое кино» в Украине открыл самый свежий фильм Кристиана Петцольда, считающегося...

— 18 октября 2018

 
Полицейское искусство

 Малоизвестный на наших просторах, но весьма авторитетный на своей французской родине режиссер Эрик Зонка (в обеих случаях ударение на...

18 октября 2018

Действительно первый. В первую очередь – человек

 Дамьен Шазелль, автор «оскароносного» «Ла-ла-ленда», вновь умудрился если и не революционизировать...

16 октября 2018

 
Баланс звездности и интимности

 С ближайшего четверга в украинских кинотеатрах будет гостить редкий гость – полнометражное документальное кино. Речь о...

16 октября 2018

Под звуки дождя

 Второй режиссерский фильм известного сценариста Дрю Годдарда несет на себе четкий отпечаток его предыдущей работы – он активно...

10 октября 2018

 
Оценка автора
9 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 1
В ролях



fk tw



Конкурсы