Как обычно – с музыкой. - рецензия на фильм Турксиб

Войти через
Регистрация
 
фильм Власть
Как обычно – с музыкой.
 
Фильм Турксиб

 Центр Довженко продолжил цикл киноперформансов из цикла «Коло Дзиги» классическим «Турксибом» (1929) Виктора Турина. 

 Неоднократно включавшийся во всевозможные «списки лучших» в мировом неигровом кино «Турксиб» сегодня, со всей очевидностью, ну никак не вписывается в традиционные «документальные» каноны. Взявшись за хронику строительства ударной стройки  первой советской пятилетки – циклопической Туркестано-Сибирской магистрали – режиссёр Виктор Турин принципиально не ориентировался ни на формалистические находки современников-документалистов (Дзига Вертов, Эсфирь Шуб), ни на казённые шаблоны тогдашних «культурфильмов» - так в те годы назывался аналог позднейшего научно-популярного кино. Имевший в силу обстоятельств жизни сначала пятилетнюю «голливудскую практику», а затем снявший на ялтинской студии 2 игровых фильма режиссёр превратил традиционно-советскую казённую хронику масштабного строительства (изначальная дикость природы и быта – приход носителей прогресса – героизм строительства – торжество труда и разума) – чуть ли не в триллер (вестерн) с кучей внутренних сюжетов и неослабевающей динамикой. В этом контексте каждый план воспринимается как нарочито выстроенная сцена; горы, пустыни и сибирские снега – как тщательно подобранная натура, а персонажи (от первобытных казахов-пастухов и земледельцев до их баранов и верблюдов) – как актёры с жёстко сформулированной ролью. Чёткая пятичастная структура двигающегося по нарастанию фильма, подчёркнутая поразительно уместной графикой титров, а порой и анимацией - в финале приводит к заранее просчитанному катарсису, не оставляя зрителю возможности хоть как-то уклониться от талантливо навязанного режиссёрского диктата.
Продемонстрированная копия фильма намного длиннее советской «канонической» версии, так как имеет английское происхождение – в ней явно чувствуется монтажёрский touch британского классика-документалиста Джона Грирсона. Британским стало и живое музыкальное сопровождение симпатичного дуэта Bronnt Industries Kapital. Решив не мудрствовать лукаво и не уклоняться в совершенно излишние в данном случае электронно-авангардные пространства, музыканты просто проследовали за сюжетом, воспользовавшись, помимо неизбежного «компьютерного минимума», множеством традиционных «живых» инструментов, создав весьма уместную олдскульную спейс- и прог-роковскую музыкальную канву.  Единственное «но» к этому более чем примечательному действу – более чем получасовая его задержка. Стоит учесть на будущее. 

Текст: Сергей Локотко

Рецензия на фильм Турксиб 0  
Алексей Першко 05 октября 2018
Комментарии
 
Имя
19 февраля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

Другие рецензии автора

Совестливый наркокурьер

Клинт Иствуд, сняв «Наркокурьера», доказал (в очередной раз), что не только является одним из самых работящих режиссеров...

— 18 февраля 2019

 
Трехсотлетняя девочка

 Сняв фильм «Алита: Боевой ангел», режиссер Роберт Родригес в изрядной степени восстановил свою профессиональную репутацию.

14 февраля 2019

Знакомо-незнакомый квартет

 Хотя точнее было бы написать «септет», поскольку главных действующих лиц в фильме «Громкая связь» семеро, но...

13 февраля 2019

 
Добро пожаловать в трэш-лэнд, или Продюсер бессознанки

 В украинском кинематографе сейчас возможно совершенно всё! И если проекты с (порой весьма изрядной) частью государственного...

13 февраля 2019

Рассказ мертвеца на злобу дня

 Режиссер Адам МакКей, обладатель «Оскара» за свою предыдущую работу «Игра на понижение», укрепляется в своем...

12 февраля 2019

 
Оценка автора
9 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 1
В ролях



fk tw