Аттракцион на хуторе
Английский ученый Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) - не слишком везучий парень. После того, как отец возлюбленной (Чарльз Денс) застукал его в постели со своей дочерью, Грину приходится бежать из страны. Отправившись составлять карту Восточной Европы, британец безнадежно заблудился, едва не оказался добычей стаи демонических волков и, наконец, прибыл на хутор в украинской глубинке. Местные жители уже год живут в страхе - дочка сотника (Юрий Цурило) оказалась ведьмой, а справлявший по ней службу бурсак Хома Брут (Алексей Петрухин) сгинул. Старая церковь считается проклятой, дьякон отец Паисий (Андрей Смоляков) то и дело вещает о чертях и демонах, ну а больше всего тут боятся Вия - существа, чей взгляд способен убить человека.
Почти пятьдесят лет назад "Вий" с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях привлек в кинотеатры более 30 миллионов советских зрителей. Случись подобное в США, Голливуд бы уже давно принялся за ремейк картины. Однако в случае с экранизацией Гоголя российские кинематографисты пошли иным путем - первоисточник они используют, но не слишком уважают. Классический сюжет робко выглядывает из-под щедрого слоя фантазии сценаристов, чьим задумкам позавидовал бы даже Уве Болл. Кстати, неудивительно, что именно компания немецкого мастера треша взялась за прокат "Вия" в Европе - у них немало общего.
Джейсон Флеминг, конечно, не Киану Ривз и не Бред Питт (утверждается, что с обоими вели официальные переговоры), однако и не из тех актеров, что безвылазно погрязли в пучине плохого кино. Англичанин вполне сносно справляется со своей ролью и выдает эдакого "Джека Воробья" - временами нелепого и карикатурного, а в целом отважного героя. На столкновении культур внимание не слишком заостряется, но горилку Флеминг пьет исправно. Водка, к слову, лейтмотивом проходит через весь фильм - козаки ненавязчиво упоминают, что лучшую делают на Хортице. Ну вы поняли.
Акцент на приглашенной звезде понятен - другие актеры, за редким исключением, выглядят, как массовка. Каждое появление в кадре покойного Валерия Золотухина, конечно, достойно аплодисментов - этот фильм стал последним для блистательного артиста. Особняком стоит Андрей Смоляков, сыгравший дьякона, в подвале у которого хранятся не только иконы - тут припрятано еще много чего интересного. В остальном, куда ни глянь - сплошные усы и оселедцы.
Впрочем, актерская работа в "Вие" - дело второе. Как и сама история, мечущаяся между мистическим фэнтези, приключенческой комедией и викторианским детективом. Хитросплетений, пусть и не слишком тонких, в ней достаточно. По крайней мере, в прямолинейности авторов не упрекнешь - они старались и грамотно остановились в нескольких шагах от того, чтобы фильм превратился в форменную ахинею.
В случае с картинкой "Вию" временами отчаянно не хватает чувства меры. Если сцена ночной пьянки с участием картографа и козаков сделана на твердую пятерку, то, к примеру, вышеупомянутым волкам лучше было бы остаться на столе монтажера. Как и панночке, которая перекочевала на потолок церкви прямиком из японских хорроров - летая в гробу, она смотрится куда более зловеще. Кратко о самом Вие: черпать вдохновение в фильмах Гильермо дель Торо - не худший вариант, но как насчет славянского колорита?
Самое интересное, что при всех недочетах, аляповатости и хронометраже, который угрожает вогнать в сон, "Вий", в целом, производит впечатление вполне добротного аттракциона, на который не жалко и не стыдно потратить время. Главное, перед просмотром забыть о Гоголе и горилки много не пить - может укачать.