Ко-продукция: реально ли это в Украине?
«Нужна ли Украине ко-продукция?», - этот вопрос задавали себе многие украинские продюсеры, режиссеры и инвесторы. С одной стороны, на примере многих картин не единожды доказано, что ко-продукция порой бывает единственным выходом для привлечения средств. С другой стороны, это опасная дорога для страны без кинематографа, которая выступает только соучастником, но не полноценным создателем продукта.
Проблемы и перспективы ко-продукции в кинематографе в этом году обсуждались в рамках конференции «Кинобизнес», которая прошла на базе ежегодной KIEV MEDIA WEEK. Спикерами конференции «Совместное производство как выгодное предприятие: реальность или вымысел?» выступили продюсеры Рик МакКаллум («Звездные войны: Трилогия приквелов» и «Звездные войны: Новая надежда»), Олег Кохан («Счастье мое», «В субботу», «Райские птицы»), Сюзанна Муазен («Черная молния», «Елки»), советник инвестиционного фонда Ingenious Media доктор Мартин Смит («Росомаха», «Аватар», «127 часов») и другие.
В совместном производстве Украина остается интересной многим потенциальным партнерам благодаря едва ли не единственному качеству – здесь снимать дешевле. По словам доктора Мартина Смита, советника одного из крупнейших британских инвестиционных фондов Ingenious Media, сейчас съемки в Британии слишком дорогие, потому при совместном производстве многие британские фильммейкеры заинтересованы не столько в привлечении внешних средств, как в партнере с недорогими локациями. Кроме того, британцы понимают и важность образования подростающего поколения кинематографистов:
- Если у нас будет сто тысяч долларов, которые можно и не задействовать для съемок, мы переложим это финансирование на образование, чтобы воспитать новое поколение, которому можно будет передать свой опыт и наработки, - утверждает доктор Смит.
Тем не менее, важной проблемой в ко-продукции являются не только инвестиции, но и сама история:
- Вы задумались о ко-продукции, о том, как воплотить фильм с помощью нескольких стран. А есть ли у вас история, которая будет интересной нескольким странам? Или же действие которой будет проходить в нескольких странах? – размышляет Рик МакКаллум. – Хорошим примером является одна картина, главным героем которой выступал афроамериканец, действие проходило в США. Интересно, что Европу этот фильм совершенно не заинтересовал, но он сумел сделать очень достойную кассу в Китае и Японии. Так что, обязательно задумывайтесь, будет ли ко-продукция полезна вашей истории.
Более практические советы продюсерам, которые собираются заняться совместным производством, дала Сюзанна Муазен, исполнительный продюсер картины “Черная молния”, которая была снята совместно с американской компанией Universal. По словам Муазен, при сотрудничестве с инвесторами из других стран, особенно с таким крупным мейджором как Universal, важно учитывать абсолютно все аспекты работы. В большей степени это касается финансовых вопросов – отчитываться нужно за любую мелочь, и часто случается, что в конце работы над фильмом у продюсеров накапливается около тридцати килограмм бумаг только финансовой отчетности. Кроме того, продюсер пожелала коллегам начать учить иностранный язык – именно языковые преграды в общении с ко-продюсерами бывают самыми крупными, и из-за них нередко рождаются более серьезные проблемы.
Олег Кохан, который представил на конференции «Кинобизнес» Украину, отметил, что в данный момент успешность Украины как ко-продюсера, как и самостоятельного создателя национального кинематографа, полностью зависит от правительства:
- Сегодня украинское совместное производство фильмов с другими странами полностью зависит от государства. До сих пор это было только инициативой, и скорее не благодаря, а вопреки каким-то действиям правительства. А ведь именно благодаря государству киноиндустрия должна родиться и встать на ноги.
Также продюсер считает, что создатель фильма рискует начиная с момента возникновения идеи, потому ко-продюсирование не может быть еще большим риском. Но против продюсеров на пост-советском пространстве часто играет само позиционирование привлечения иностранных инвестиций – со времен распада СССР система кинематографа в Украине была построена неправильно, утверждает Кохан. А советские убеждения научили продюсеров считать внешнее инвестирование попрошайничеством.
- Кино – это производство, неполадки которого всегда видно на экране, - подводит итог Олег Кохан. – Сейчас мы, украинцы, должны ориентироваться в кинематографе на Запад. Многие боятся, что с деньгами из кино уйдет искусство. Не бойтесь – искусство останется, просто нужно делать качественный продукт.
Сейчас договор о партнерстве в киносфере у Украины заключен только с Францией, да и то на данный момент это сотрудничество скорее номинальное. Хочется верить, что национальный кинематограф станет на ноги поначалу благодаря инициативе, а уже позже привлечет ко-продюсеров и инвесторов из многих стран благодаря своему честному имени. Но сложно не согласиться с господином Коханом – сейчас любые потуги украинских фильммейкеров дают хоть какие-то минимальные результаты скорее вопреки действиям правительства, достаточно равнодушного к культурной ситуации в стране.