Кадр

Войти через
Регистрация
 
Кадр
 
Новости: Кадр
Простой и многозначный
Кадр (кинокадр) – один из самых важных, многозначных терминов в кино, хотя кажется простым и общепонятным.
«Кадр из фильма…» - часто пишем мы под иллюстрацией на нашем сайте. Между тем зритель видит отпечаток лишь одной клеточки – «кадрика», или, как его научно называли в эпоху доминирования в кино пленки, фотограммы. Хотя с приходом цифровых технологий меняется носитель и способ фиксации изображения, принципы кадрирования остаются более или менее неизменными. На пленке или цифровом носителе даже соседние фотограммы чем-нибудь да отличаются, изображения меняются со скоростью 24 кадра в секунду (на пленке) и от 25 до 30 кадров в секунду (на цифровых носителях). Изображение это может измениться до неузнаваемости – появятся другие люди, возникнет другой фон, переменится характер света или цветовая гамма, а кадр будет все тот же. Происходит это потому что, не прерывая съемки, можно вывести актеров из кадра (понимаемого тут и как рамка изображения) и ввести в него других, можно сделать панораму или переместить камеру в другую точку, трансфокатор (или же так называемый зум – оптический или цифровой) может из общего плана вычленить или укрупнить одну деталь.
Кадром во время съемок обычно называют фрагмент фильма, снятый непрерывно – от команды режиссера «Мотор!» до команды «Стоп!» или «Снято!». Этот фрагмент может быть коротким или длинным, статичным или динамичным по внутреннему действию либо поведению камеры, он может быть предварительно организованным или запечатленным спонтанно, репортажно. Есть фильмы, целиком состоящие из одного кадра («На 10 минут старше» Герца Франка), фильмы, имитирующие однокадровость («Веревка» Альфреда Хичкока), как, впрочем, и фильмы, в которых длина некоторых кадров не превышает двух кадриков-фотограмм («Октябрь» Сергея Эйзенштейна).
Однако определение «кадр – непрерывно снятый кусок фильма» не исчерпывает понимания термина. Так, в игровом кино, добиваясь выразительности действия, снимают один и тот же фрагмент несколько раз, повторяя его точно или с вариациями, и считают это «дублями одного кадра». При научной съемке, например, распускания цветка камера многократно включается, снимая в течение многих дней один и тот же кадр, который на экране будет длиться несколько секунд. Рисованные и кукольные фильмы снимаются камерой, останавливающейся после каждой фазы движения в кадре. Таким образом, включение и выключение камеры вовсе не является универсальной индикацией границ кадра.
Снятый кадр далеко не всегда полностью входит в фильм. При монтаже можно использовать лишь ту или иную часть непрерывного фрагмента. Часты случаи, когда один кадр разрезается на несколько частей, и все они или их часть войдут в композицию фильма на правах разных монтажных кадров, чередующихся с другими кадрами. Кадр снятый и кадр монтажный не совпадают уже по физическим параметрам. Также не идентично их восприятие, ведь в контексте фильма кадр подвергается воздействию соседних кадров и общей композиции произведения. Известны случаи, когда кадр при монтаже обретал значение, противоположное задуманному и вроде бы четко зафиксированному на пленке или цифровом носителе. Это было выявлено еще в монтажных экспериментах Льва Кулешова в 20-х годах прошлого столетия и широко использовалось в немом кино (так называемый «эффект Кулешова»).
Киноведение оперирует понятием «композиция кадра», подразумевая под ним соразмещение элементов в пространстве отдельного кадрика. Однако это понимание есть отголосок раннего этапа киноистории, когда кадр был преимущественно статичен, а на его эстетику и интерпретацию влияла академическая живопись. Постепенно теория кино стала осваивать анализ кадра не только в пространственной, но и во временной эволюции. Однако и такая трактовка связана с особенностью немого кино, когда кадр, как и само кинозрелище, считалось исключительно визуальным явлением. С начала 30-х годов прошлого столетия звук становится полноправной частью кадра, он существенно влияет на его содержание. Возможны даже случаи чисто звуковой композиции кадра с отсутствующим изображением, когда в фильм вмонтирована черная или белая пленка. Один из ярчайших примеров этого – начало ленты Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский».
Итак, при всем многообразии типов и видов кинокадр можно определить как зафиксированный на пленке или цифровом носителе пространственно-временной континуум, способный полностью или частично войти в целостную композицию фильма в качестве его основной структурной единицы.
Комментарии
 
Имя
28 мая 2017
Ваш комментарий
Что тверже: вода или камень?
 
"железный" Арни
вода
дерево
пластмасса
камень

Подписаться на отзывы

популярные новости

"Красавица и чудовище" поставила кассовый рекорд

Кассовые сборы фильма составляют 1,221 миллиарда долларов.

24 мая 2017

0
572

Премьера "Чудо-женщины" в Великобритании отменена

Решение было принято после террористического акта в Манчестере.

24 мая 2017

0
679

"Темная Лига Справедливости" потеряла режиссера

Даг Лайман отказался снимать проект.

24 мая 2017

0
437

Эммерих снимет кино про битву за Мидуэй

Сценарий для проекта написал Уэс Тук.

24 мая 2017

0
478

«ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР STELLA ARTOIS»

НОВАЯ ЛОКАЦИЯ ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

26 мая 2017

0
277

 






fk tw G+