Американские мейджоры: Universal
История студии, часть 1
8 июня 1912 года произошло слияние двух компаний – Independent Motion Picture Company Карла Лемле и New York Motion Picture Company Фреда Бальсхофера. Объединенная компания получила название Universal Film Manufacturing Company. Сначала компания посвящает себя в основном двум жанрам – короткометражному кино и сериалам, а в 1915 году открывает студию Universal City. Приход в компанию Лона Чейни и Гарри Кэри обеспечивает молодой студии успех в двух жанрах, которые и будут доминировать в ее истории – фильмах ужасов и вестерне. В период с 1915 по 1925 год на студии работают такие кинематографисты, как Тодд Браунинг, Герберт Бреннон, Эрих фон Штрогейм, Джон Форд, Руперт Джулиан и Морис Турнер. Благодаря усилиям «чудо-мальчика» тогдашнего кинопродюсерства Ирвинга Тальберга на студии снимаются такие фильмы как «Глупые жены» Эриха фон Штрогейма и «Горбун с Нотр-Дам» Уильяма Уорсли. На заре звукового кино компания получает свой первый «Оскар» за ленту «На Западном фронте без перемен» Лью Майлстоуна. В 1931 году Тодд Браунинг снимает первый фильм о Дракуле, положивший начало целой серии фильмов ужасов, среди которых ленты о Франкенштейне, Человеке-невидимке, Мумии и Оборотне.
В 1936 году акционеры обвиняют основателя компании Карла Лемле в непотизме (кумовстве) и он вынужден покинуть студию. В том же году студия, стоящая на грани банкротства, доверяет немецкому режиссеру Генри Костеру снять фильм «Три милых девушки», в котором дебютировала будущая «звезда» Дина Дурбин. Успех фильма спасает студию. В 1941 году студия укрепляет свои позиции, подписав контракт со знаменитым комедийным дуэтом Бада Эбботта и Лу Костелло, с участием которого впоследствии будет снято более 20 фильмов. Студия вступает в свой золотой век и приступает к массовому производству цветных фильмов, первым из которых был «Арабские ночи» Джона Роулинса, звезда которого Мария Монтес сыграет еще не одну экзотическую роль (здесь она исполнила Шахерезаду).
Помимо этих помпезных постановок, на которых работала целая команда лучших художников-декораторов и операторов, студия с 1944 года активно работает и в жанре «черного фильма»: здесь снимают Роберт Сиодмак («Леди-призрак», 1944, «Убийцы», 1946) и Жюль Дассен («Грубая сила», 1947, «Нагой город», 1948).
P.S. В завершение заметим, что Жюль Дассен является еще одним знаменитым кинематографистом, корни которого – в Украине. Его дедушка эмигрировал в США из Одессы. В 1938 году у Жюля Дассена родился сын Джо – известнейший французский певец.
Алексей Першко 19 сентября 2011