Дневник Одесского кинофестиваля
 

Оправданные ожидания

2-й ОМКФ подходит к концу
Отрадно констатировать, что ожидания, высказанные нами в предыдущем посте, оправдались. Последние 5 фильмов конкурсной программы значительно улучшили общие ощущения от ее уровня, особенно один. Но обо всем по порядку.
Болгарский клипмейкер Драгомир Шолев в своем дебютном полнометражном фильме «Прибежище» обращается к извечной проблеме отцов и детей, причем делает это достаточно тонко и ненавязчиво. Историю побега и возвращения в семью 12-летнего Драгостина режиссер рассказывает без излишней акцентуации на деталях неустроенного быта, чего стоило бы ожидать от картин подобного жанра. Практически единственный минус данной социально-психологической картины состоит в том, что она не вполне вписывается в общую концепцию конкурса Одесского фестиваля.
Израильтянин Рой Вернер снял камерную ленту 2 Night – историю о парне и девушке, которые, познакомившись в баре, решают провести ночь вместе, но на пути к осуществлению их совместного желания становится неожиданное препятствие – отсутствие места для парковки автомобиля. Ситуация располагает к раскованным и, казалось бы, поверхностным беседам. И беседы эти могли бы окончательно утратить легкий привкус псевдофилософичности, найди режиссер и сценаристы иной финал, который несколько смазывает общее впечатление от ленты и вряд ли позволит ей претендовать на главные награды фестиваля.
Швед Андреас Оман называет свою ленту «В космосе чувств не бывает», но самой картиной утверждает обратное. Героем повествования становится 18-летний Симон, страдающий синдромом Аспергера – одной из форм аутизма. Для нормального функционирования ему нужен строгий порядок в жизни, который исчезает с уходом из жизни его старшего брата Сэма подружки. Дабы восстановить его, Симон пускается на поиски новой подружки брата, но в результате находит много большее. Несмотря (а может и благодаря) сложности личности главного героя, режиссеру удается создать нежный и трогательный фильм об эмоциональном становлении и поисках своего места в такой хаотической реальности.
Итальянец Джулио Манфредония обращается к призабытому в нынешнем кино жанру политического фарса, плавно местами переходящего в буффонаду. Фильм "Ну и ладно", обладающий всеми полагающимися чертами жанра – шаржированными персонажами, гротескными диалогами и, как следствие, упрощенной сюжетной структурой – очевидно, погружен в итальянские реалии, но порой в фигуре главного персонажа фильма – мафиозо-фанфарона Четто Ла Квалункве – узнаются и наши отечественные политики.
Ну и наконец, фильм, который, по нашему скромному мнению, может претендовать на главные призы фестиваля (если не испугает почтенных членов жюри определенной радикальностью художественного жеста)- «Убейте меня, пожалуйста» француза Олиаса Барко. Режиссер, уже получавший «Золотую Пальмовую ветвь» Канн за один из своих короткометражных фильмов, обращается к необычному материалу. Действие разворачивается в клинике, которая помогает желающим добровольно покинуть этот не лучший из миров. Насыщенная ощущением абсурдности происходящего история вскоре и вовсе погружается в пучину хаоса. Картину можно трактовать как-угодно: и как повествование о тщетности бренного бытия, и как высказывание о неумолимости рока, а ее финал в исполнении дивы берлинских кабаре Зази де Пари и вовсе поражает своей апокалиптичностью. Эта черная абсурдистская комедия с крайне низким бюджетом снята на черно-белой пленке, а все актеры, включая таких «звезд» европейского кино как Бенуа Пульворд, Орельен Рекуен и Були Ланнерс почли за честь сыграть в ней совершенно бесплатно. Корнями своими лента уходит в традицию гиньоля, которая в свою очередь есть частью обширного массива европейской смеховой культуры. Посмотрим, как эта неоднозначная лента будет оценена большим жюри фестиваля. Да и ждать, собственно, осталось недолго – в субботу, 23 июля, вердикт жюри будет оглашен со сцены Одесского Академического Театра Оперы и балета. Мы лично держим кулаки именно за Олиаса Барко.

 

Все изменяется, ничто не исчезает

2-й ОМКФ достиг экватора

И вновь наш обзор фильмов Второго Одесского Международного кинофестиваля мы начнем не с конкурса, а с проверенной временем классики – Шоу Жоржа Мельеса, которое состоялось на Ланжероновском спуске 17 июля. В этой программе были представлено 16 лент пионера кинематографа: Меломан (1903), Искушение Святого Антония (1898), Синяя Борода (1901), Чёрный бес (1905), Путешествие на луну (1902), Куколка и бабочка (1903),Волшебный живой веер (1904), Колдунья Карабоса, или Фатальный кинжал (1906), Фокусник (1899), Человек-оркестр (1900), Коронация Эдуарда VII (1902), Таинственное перемещение (1901), Живые карты (1904), Человек с резиновой головой (1901), Адский кекуок (1903), В царстве фей (1903).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Показ сопровождался комментариями правнучки Мельеса Мари-Элен Лериссэ и фортепианными импровизациями праправнука режиссера Лоранса Лериссэ. Главное ощущение от увиденного: практически все спецэффекты по сути были придуманы еще на самой заре кинематографа, а современное их состояние – результат лишь технологических усовершенствований. Ленты Мельеса не устарели и поныне, чему свидетельством – бурная реакция собравшихся на шоу одесситов и гостей города.

Но все же вернемся к нашим баранам, а именно – к конкурсным фильмам 2-го ОМКФ. И тут сразу оговоримся: просмотренные 9 фильмов-конкурсантов позволяют говорить о некотором снижении общего уровня конкурсной программы. Естественно, программа прошлогоднего ОМКФ тоже не была ровной, но в ней были такие яркие фильмы как «Толстяки» испанца Даниэля Санчеса Аревало, «Резина» Кантена Дюпье, «Колыбельная» Юлиуша Махульского и «Мамонт» Гюстава де Керверна и Бенуа Делепина. На ОМКФ №2 таких фильмов пока не видно, и остается надеяться, что среди оставшихся 5-ти конкурсных фильмов зрителей ожидают незаурядные сюрпризы.

Кадр из фильма

Самый яркий на данный момент конкурсный фильм снял британец Ричард Айоаде. Его «Субмарина» на первый взгляд может показаться очередным фильмом о взрослении, первых сексуальных переживаниях и опытах, о погружении подростка в мир взрослых, но режиссеру удалось найти верную интонацию и своеобразный визуальный стиль, что в сочетании с прекрасно подобранными исполнителями главных ролей и дает позитивный результат – трогательный и тонко нюансированный фильм. «Субмарину» вполне можно считать одним из претендентов на фестивальные награды.

Вторым таким претендентом является и чисто финская комедия «Герои Полярного круга» Доме Карукоски. Лента несет на себе глубокий отпечаток национального колорита в духе фильмов братьев Каурисмяки (хотя, безусловно, до них не дотягивает) и рассказывает о безумных приключениях в сводящих с ума обстоятельствах, пережитых тремя приятелями в течении одной ночи в стремлении к одной цели – приобретении цифрового декодера во имя спасения семьи одного из них. Можно с уверенностью констатировать, что у российской ленты «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова появился достойный конкурент в соревновании за приз зрительских симпатий.

Достойное кино представил в конкурсе и уругваец Федерико Вейрох. Пожалуй, пока его «Срок годности» является самой киноманской картиной конкурса – картиной про самозабвенных синефилов, теряющих границы реальности и для синефилов, которые способны поддаться атмосфере фильма и постичь его не разумом, а попытаться прожить его вместе с главным героем.

А вот немецкой турчанке Ясмин Самдерели принадлежит авторство самой слабой, пожалуй, на данный момент ленты конкурса. «Альмания: Добро пожаловать в Германию», рассказывающая историю семьи турецкого трудового мигранта, страдает от излишней комплиментарности по отношению к Германии и чрезмерной сентиментальности, что превращает ленту в некое подобие волшебной сказки.

Фильм поляка Мачея Войтышко "Святое дело" интересен прежде всего смелостью избранной темы: вся интрига строится вокруг автомобиля, принадлежавшего некогда будущему Папе римскому Иоанну Павлу ІІ, а его личность, как известно является непререкаемой святыней для поляков. В целом, благодаря достаточно бодрому сюжету и хорошему подбору актеров, вполотивших на экране вполне правдоподобных персонажей, фильм представляется крепкой работой со своей аудиторией.

Что ж, понадеемся на то, что оставшиеся дни конкурсных показов и вправду принесут нам приятные открытия.

 

Театр на экране

В рамках Одесского кинофестиваля состоялась международная премьера фильма Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном», главные роли в котором исполнили сам режиссёр, Гоша Куценко и Константин Юшкевич.

 

Комедия иронично и со знанием дела рассказывает о жизни гастролирующей антрепризы. Той самой жизни, что «тяжела и неказиста», загадочна и притягательна, смешна и трагична. Актерам, занятым в фильме, здесь есть что добавить, ведь все они отлично знают театральную изнанку. Так что приступы «звездной болезни» и разборки с продюсером, обсуждения публики и старые обиды, выплеснутые друг на друга, - все перипетии театральной жизни перенесены на экран с хирургической точностью.

 

"Упражнения в прекрасном" - экранизация одноименной театральной постановки. Фильм уже успел получить две награды на русском "Кинотавре" - за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич).

 

В рамках презентации фильма актёр Гоша Куценко зачитал напамять стих Тараса Шевченко на украинском языке, а после даже нашел свою далекую родственницу, представившейся фамилией актёра.

 

- Это фильм не об актерской профессии, а о жизни, - утверждает Виктор Шамиров. - Мы рассказываем обо всех людях на свете, а показали актеров, потому что в этой сфере разбираемся лучше всего. Я - за честное повествование, я не хочу рассказывать сказки. Везде есть одиночество и отчаяние, но есть и надежда.

 

Сам режиссёр считает фильм еще недоработанным - несмотря на то, что он принимает участие уже во втором кинофестивале, потому сомневается насчет точных дат выхода в прокат. Предварительная дата релиза в Украине - ноябрь 2011 года.

 

 

Вне конкуренции

2-й ОМКФ: начало конкурса
Вчера, 16 июля 2011 года, начались конкурсные состязания Второго Одесского Кинофестиваля: на данный момент показаны 4 из 14-ти претендентов на «Золотого Дюка». Но начать этот обзор хотелось бы не с них, а с «Метрополиса» Фрица Ланга. Дело в том, что уже 2-й год подряд – при всем уважении к высокому уровню конкурсной программы ОМКФ – едва ли не главным событием действительно кинематографического характера становятся показы настоящей классики мирового кино на Потемкинской лестнице. 16 июля тут состоялся показ «Метрополиса» Фрица Ланга (1927) – не только самой дорогой, но и одной из самых новаторских лент эпохи немого кино.
В новаторстве и действенности изобретенных Лангом изобразительных средств убеждаешься при каждом просмотре. Очевидно, что остроты ощущениям на данном просмотре добавляла и оригинальная музыка, написанная в 1927 году Готтфридом Гупперцом специально к берлинской премьере ленты (восстановлена в 2010 году Франком Штробелем), в живом исполнении Симфонического Оркестра Одесского национального академического театра оперы и балета под управлением Игоря Савука. Просмотр «Метрополиса» позволил в очередной раз восхититься провидческим даром Фрица Ланга, который в 1927 году уже показал фантастические небоскребы, телевидение, лифты, скоростные шоссе и появление роботов-андроидов.
В Одессе была показана восстановленная версия фильма: до 2008 года, когда полную версию на 16мм пленке обнаружил в Музее Кино Буэнос-Айреса архивист Фернандо Пенья, считалось, что полная версия шедевра Ланга утеряна навсегда. Премьера восстановленной версии «Метрополиса» состоялась на Берлинском фестивале 2010 года, но отметим, что в Одессе показ был организован продуманнее, что и привлекло огромное количество публики, которая стоя аплодировала в конце показа и автору фильма, и прекрасной работе симфонического оркестра. Интересно, что придумает дирекция ОМКФ на следующий год.
 
Хотя мы и понимаем, что сравнивать работы нынешних конкурсантов ОМКФ с проверенным временем экспрессионистским  шедевром Фрица Ланга в некотором смысле даже чуточку кощунственно, но выхода нет – именно конкурс является гвоздем всякого фестиваля.
Начнем, пожалуй, не в хронологическом порядке, а с единственного украинского конкурсанта – фильма «Бес Пор No» Александра Шапиро. Тому есть несколько причин, одну из которых мы уже упомянули выше. Кроме того, нельзя не воздать должное режиссеру, который является одним из очень немногих отечественных постановщиков, умудряющихся работать регулярно и плодовито.
В очередной раз Шапиро демонстрирует свою БЕСсПОРНую одаренность, которую он, впрочем, использует не совсем адекватно: мастерски выстроенные визуальные моменты соседствуют с нарочито-искусственными (нарочно?) диалогами, и даже талантливые актеры (например, Алексей Горбунов) играют так, что их персонажи выглядят несколько наигранно (пардон за тавтологию). И все же нельзя не отметить, что эта лента Шапиро – едва ли не лучшая в его полнометражной фильмографии, но надо изрядно напрячь воображение, чтобы представить, как эта лента вписывается в общую концепцию ОМКФ в смысле юмора. Уж очень он здесь концептуален;)
Показанная в тот же первый конкурсный день, что и «Бес Пор NO», гонконгская лента «Любовь в затяжке» Пан Хоченя – лента одновременно об издержках запрета на курение в общественных местах и пользе этого запрета для человеческих отношений: где бы еще встретились рекламист Джимми и продавщица косметики Шери, как не в общей курилке. Лента, снятая легко и неприхотливо, конечно, не претендует на призы, но вполне соответствует концепции фестиваля – фильмы с концептуальным чувством юмора – и способна доставить удовольствие своей целевой аудитории – любителям артхауза.
 
Дочка Изабель Юппер Селина Шьямма второй свой фильм «Девчонка-сорванец» посвящает популярной на Западе теме взросления и самоидентификации (в том числе и половой). Снята история ненавязчиво, без надрыва, в модной манере, подчеркивающей эффект «настоящести» происходящего. Отметим и крайне удачный выбор Зоэ Эран, исполнившей главную роль.
Похоже, фестивальная публика уже определилась с обладателем приза зрительских симпатий – им практически наверняка станет российская лента «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова. Режиссер, известный нашей публике по комедии «Дикари», обращается к хорошо известному ему материалу – закулисной жизни театральной антрепризы. Собственно, ощущение этой антрепризности не оставляет и во время просмотра фильма, хотя актерский ансамбль (один из членов которого – сам режиссер) прекрасен, а украшение его – блондин Гоша Куценко.
 
 
 
 
Осмелимся предположить, что в числе упомянутых 4-х фильмов нет будущих обладателей главных призов 2-го ОМКФ – свидетельством тому и общий уровень этих лент, и внутренняя логика построения конкурсной программы – в первые дни победителей не показывают. Что ж, поживем – увидим.

 

И это было немое кино

«Артист» открыл 2-й Одесский МКФ

Второй Одесский Международный кинофестиваль демонстрирует свой класс, выбрав в качестве фильма открытия настоящий деликатес для любителей кино – ленту «Артист» Мишеля Хазанавичюса с удивительным Жаном Дюжарденом в главной роли, которую в последний момент включили в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2011 года. В выигрыше оказались все – и организаторы обеих фестивалей, и зрители.


Кадр из фильма "Артист"

Хазанавичюс, известный нашей публике по двум лентам про агента OSS 117 Юбера Бониссера  де ла Бата «Каир, шпионское гнездо» и «Рио не отвечает», поразил резкой сменой жанра: если вышеупомянутые ленты были отвязными до циничности пародийными комедиями, то «Артист» - это простая и прекрасная мелодрама о судьбе артиста и силе любви. Этот изысканный немой и черно-белый фильм, действие которого разворачивается в момент появления звукового кино, рассказывает историю одной из звезд эпохи немого кино Джорджа Валентина (Жан Дюжарден, играющий собирательный образ а ля Дуглас Фэрбенкс и Рудольфо Валентино), который не принимает звук в кино. Итог печален – очень быстро он проваливается в забытье и деградирует. К счастью, у него есть верный пес (еще одна удача фильма), верный слуга и молодая актриса Пеппи Миллер, которая, дебютировав в Голливуде благодаря Валентину и став звездой звукового кино, приходит на помощь своему благодетелю.

На этой мелодраматической основе Хазанавичус умудряется выстроить великолепный фильм – элегантный, полный гэгов и идей в стиле Эрнста Любича. Авторы фильма осуществили удивительно точную историческую реконструкцию стилистики немых фильмов 20-х годов прошлого века, уделив огромное внимание деталям. И что немаловажно, Хазанавичус подошел к сюжету серьезно, что позволило ему избежать традиционного французского зубоскальства и снять настоящую мелодраму.


Команда фильма "Артист" в Каннах

Удалось режиссеру найти и неожиданные визуальные решения. Как показать в одной сцене, что кино уже звуковое, но главный герой неспособен к нему приспособится: конечно, включив в звуковую дорожку шумы реального мира, а затем показав, что Валентин не способен издать ни единого звука. Пожалуй, это одна из самых потрясающих сцен ленты.

«Артист» - это еще и блестящий фильм о способности принимать изменения, о том, что все лучшее находится в прошлом, но противится новому безнадежно. И в этом контексте, лента Хазанавичуса – это еще и талантливый комментарий автора к нынешней ситуации в кино: для того чтобы рассказать внятную и человечную историю и не дать зрителю заскучать, не нужны сотни миллионов долларов бюджета и навороченные спецэффекты. Все что нужно – это талантливый режиссер, блистательные актеры и удивительная музыка.
В общем, «Артист» - это яркая художественная удача, фильм классный, блестящий, умный и легкий. Конечно, он не революционизирует кино, но это красивый фильм – трогательный, забавный, полный сюрпризов, простой и красивый.
 
 

Премьера документального фильма «Кличко».

В Одессе в рамках Второго Одесского международного кинофестиваля состоялась премьера документального фильма «Кличко».

Снятый немецким режиссёром-обладателем премии «Эмми» Себастьяном Денхардтом, байопик рассказывает о всемирно известных украинских боксерах Виталии и Владимире Кличко, которые на данный момент обладают всеми существующими поясами чемпионов мира. В фильме показаны всё взлёты и падения братьев, моменты их успехов и поражений, их воспоминания о собственном детстве и размышления о карьере.
 
Документалка заставляет задуматься над многим – в первую очередь, над философией победителей «никогда не сдавайся». Сами братья-боксёры стали символом этой борьбы за свою мечту. Благодаря им Украина предстала перед миром как страна победителей.
 
«Кличко» дают возможность увидеть мир глазами самих братьев – трогательные воспоминания о своих первых тренировках, первых победах и поражениях. Что впечатляет по-настоящему, так это неподдельная братская любовь. Многого стоят кадры с боя Владимира Кличка против Сэмюэла Питера, во время которого старший Виталий переживал едва ли не больше своего брата, сжимая кулаки и мечтая вырваться на ринг. Владимир, победивший тогда, в своей речи благодарил Виталия. Они всегда присутствуют на боях друг друга.
 
-         Когда мы выходим на ринг, у нас есть огромное преимущество, - уверен Виталий Кличко. – У нашего оппонента появляется два противника. Потому что если проиграет один из нас, то другой точно победит.
 
Показаны в фильме и моменты падений, во время которых братья всеми силами поддерживали друг друга.
Поражает сам подход режиссёра в биографии Кличко – если добавить фильму немного художественности, он станет самым настоящим блокбастером. «Кличко» снимали в США, Украине и Германии, воссоздав полную историю восхождения боксёров на мировые вершины.
 

Сами братья не приехали презентовать фильм имени себя – утром на 65-ом году жизни умер отец боксеров, Владимир Родионович Кличко. Приносим искренние соболезнования семье Кличко и скорбим вместе с ними.

 

 

Открытие.

В Одессе входят в моду смокинги и вечерние платья – вчера в одесской Опере состоялась церемония открытия второго Одесского международного кинофестиваля.

Сложно сказать, чего было больше на красной дорожке ОМКФ – звёзд или рекламы партнеров кинофеста, но, так или иначе, Одесса приветствовала своих гостей нещадно палящим солнцем и толпами зевак и журналистов. Жемчужина моря на этот раз привлекла воистину культовых киноличностей – американского актёра Джона Малковича, русского режиссёра, номинированного на премию Оскар Никиту Михалкова, польского режиссёра, актёра и сценариста Ежи Штура, всеми любимую Аду Роговцеву и многих других.
 
Зачитывали приветственные телеграммы – свой «привет» фестивалю передал даже президент Украины Виктор Янукович. Безусловно более забавной и остроумной оказалась речь коренного одессита Михаила Жванецкого, размышлявшего на тему кино:
- Актёры – уникальные люди, - рассказывал он. – Но еще более уникальны режиссёры. Зрители видят в кадре только актёров, часто даже не подозревая, что за кадром скрывается твердая рука режиссёра, которая направляет актёров на путь истинный. Режиссёра не узнаешь даже из толпы и именно кинофестивали – это праздник режиссёров.
 
Ежи Штур, председатель жюри ОМКФ-2011, снимавшийся в Одессе в криминальной комедии «Дежавю» признался, что вернувшись в этот город пережил на сей раз самое настоящее дежавю. К восхищениям Одессой присоединился и Джон Малкович:
- Мне очень понравилась Одесса. Красивый город всё таки, - говорит актёр. – А больше всего мне понравились огромные мальвы, которые посажены по всему городу. Мне доводилось бывать раньше в Украине – всего несколько недель назад я побывал в Ялте. У меня даже созрела идея создать там театральный фестиваль, но пока что это лишь мысли вслух.
 
Звезда «Трансформеров» Джон Малкович приехал на кинофестиваль не с пустыми руками – он привез зрителям фильм «Быть Стенли Кубриком», в котором исполнил главную роль. Уже после завершения церемонии одесситы и гости города имели замечательную возможность посмотреть фильм совершенно бесплатно на большом экране на Потёмкинской лестнице. Стоит добавить, что фильм привлек огромное количество зрителей. Пожалуй, даже большее, нежели прошлогодний показ «Броненосца Потемкина».
 
Ходят слухи, что в этом году, чтобы попасть на красную дорожку со звёздами, можно было приобрести специальный vip-абонемент за... 20 000 гривен. Судя по количеству малоизвестных лиц, изначально не значившихся в списках специальных гостей, такой возможностью не побрезговали многие. Кроме красной дорожки, vip-гости еще и получают возможность посидеть в партере, посетить все фестивальные события, а потом вновь пройтись по дорожке уже на закрытии.
 
Далее зрителей ожидают еще 100 картин из 40 стран, мастер-классы от известных преподавателей Александра Митты и Марка Тревиса, встреча с Отаром Иоселиани и многие другие события.