Класс на каникулах


Рецензия на фильм: Класс
Фильм Класс

На украинские экраны с годичным опозданием вышел фильм «Класс» Лорана Кантэ – лента, уже успевшая войти в историю кино просто лишь потому, что ее увенчала «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Столь большое опоздание с прокатом – даже не упрек нашим прокатчикам, а некая черта, характеризующая состояние нашего проката. Хотя интереса от просмотра ленты сей печальный факт уменьшить не должен.
Франсуа (реальный учитель, журналист и кинокритик) преподает в коллеже где-то в парижском пригороде, в котором еще недавно (если принять на веру телевизионную картинку) ученики, заполняющие его класс, жгли соседские машины. Он не только преподаватель, но и классный руководитель, пытающийся установить со своими подопечными хоть какой-то контакт путем нахождения нестандартных подходов – вплоть до обсуждения собственной сексуальной ориентации. В этих мытарствах и проходит учебный год, завершающийся товарищеским футбольным матчем между учениками и учителями. Победу одерживают первые.
Лоран Кантэ, давно избравший в режиссуре путь наиболее близкого приближения к реальности, создал удивительный конструкт, который несмотря на свою шаткость и угловатость, тем не менее умудряется удерживать внимание того зрителя, который сам испытывает к этому желание. Фильм снят в реальном парижском лицее с реальными учениками, которые – заметим ради справедливости – все же играют подобных себе: экранный класс не был таковым в жизни и был составлен непосредственно в процессе съемок. Кантэ безусловно можно считать классиком неонеореализма, но беда его последнего фильма в том, что он не читается (или читается не столь легко) без сопроводительного текста: о том, что такое парижские пригороды, почему ученики столь разнятся по своему этническому составу и многие из низ даже не считают себя французами, кто такой Франсуа Бегодо (главный актер и автор книги, легшей в основу фильма) и т.д. и т.п. Что же касается каннских лавров фильма, то по прошествии времени все назойливее становятся ощущения, что год назад в Каннах – как это, впрочем, часто бывает на больших фестивалях – победили не художественные достоинства фильма, а некий набор эстетических и содержательных норм, показавшихся жюри наиболее актуальными и злободневными на тот момент. И в этом разрезе становится тем более жалко Жака Одиара с его «Пророком», которому «Класс» действительно помешал получить куда более заслуженные лавры.
P.S. Об истинных намерениях режиссера читайте в блоге www.blog.kino-teatr.ua.   

1
Алексей Першко 12 июня 2009
Like

Имя:
24 сентября 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Таинственная Англия Таинственная Англия

 На украинские экраны выходит лента «Таинственный сад» по классическому одноименному роману англичанки Фрэнсис Элизы...

21 сентября 2020
Ни года без Батлера Ни года без Батлера

 Зритель по всему миру привык, что минимум раз в год он увидит на экране персонажа в исполнении Джерарда Батлера – то в роли...

16 сентября 2020
Мир современной Америки Мир современной Америки

 На экраны Украины выходит прелюбопытнейшее кино (хотя сразу оговорюсь, что вряд ли оно вызовет живой зрительский интерес), являющееся...

14 сентября 2020
Неудержимое Ци Неудержимое Ци

 На экраны Украины выходит один из немногих блокбастеров, которые правообладатели решились выпустить на экраны кинотеатров – при...

08 сентября 2020
Начало – в Киеве Начало – в Киеве

 Наверное, уже стало общим местом говорить о том, что спасителем кинотеатров по всему миру станет Кристофер Нолан со своим новым...

25 августа 2020