Класс на каникулах


Рецензия на фильм: Класс
Фильм Класс

На украинские экраны с годичным опозданием вышел фильм «Класс» Лорана Кантэ – лента, уже успевшая войти в историю кино просто лишь потому, что ее увенчала «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Столь большое опоздание с прокатом – даже не упрек нашим прокатчикам, а некая черта, характеризующая состояние нашего проката. Хотя интереса от просмотра ленты сей печальный факт уменьшить не должен.
Франсуа (реальный учитель, журналист и кинокритик) преподает в коллеже где-то в парижском пригороде, в котором еще недавно (если принять на веру телевизионную картинку) ученики, заполняющие его класс, жгли соседские машины. Он не только преподаватель, но и классный руководитель, пытающийся установить со своими подопечными хоть какой-то контакт путем нахождения нестандартных подходов – вплоть до обсуждения собственной сексуальной ориентации. В этих мытарствах и проходит учебный год, завершающийся товарищеским футбольным матчем между учениками и учителями. Победу одерживают первые.
Лоран Кантэ, давно избравший в режиссуре путь наиболее близкого приближения к реальности, создал удивительный конструкт, который несмотря на свою шаткость и угловатость, тем не менее умудряется удерживать внимание того зрителя, который сам испытывает к этому желание. Фильм снят в реальном парижском лицее с реальными учениками, которые – заметим ради справедливости – все же играют подобных себе: экранный класс не был таковым в жизни и был составлен непосредственно в процессе съемок. Кантэ безусловно можно считать классиком неонеореализма, но беда его последнего фильма в том, что он не читается (или читается не столь легко) без сопроводительного текста: о том, что такое парижские пригороды, почему ученики столь разнятся по своему этническому составу и многие из низ даже не считают себя французами, кто такой Франсуа Бегодо (главный актер и автор книги, легшей в основу фильма) и т.д. и т.п. Что же касается каннских лавров фильма, то по прошествии времени все назойливее становятся ощущения, что год назад в Каннах – как это, впрочем, часто бывает на больших фестивалях – победили не художественные достоинства фильма, а некий набор эстетических и содержательных норм, показавшихся жюри наиболее актуальными и злободневными на тот момент. И в этом разрезе становится тем более жалко Жака Одиара с его «Пророком», которому «Класс» действительно помешал получить куда более заслуженные лавры.
P.S. Об истинных намерениях режиссера читайте в блоге www.blog.kino-teatr.ua.   

1
Алексей Першко 12 июня 2009


Имя:
24 сентября 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Прекрасный новый мир Прекрасный новый мир

На экраны Украины выходит фильм «Титан» француженки Джулии Дюкурно, неожиданно для многих победивший на Каннском фестивале...

22 сентября 2021
В поисках свободы В поисках свободы

 Заинтересованному украинскому зрителю предлагается посмотреть образчик патриотического кино (тоже, как и у нас, снимаемого при...

21 сентября 2021
Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 сентября 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 сентября 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 сентября 2021