Класс на каникулах


Рецензия на фильм: Класс
Фильм Класс

На украинские экраны с годичным опозданием вышел фильм «Класс» Лорана Кантэ – лента, уже успевшая войти в историю кино просто лишь потому, что ее увенчала «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Столь большое опоздание с прокатом – даже не упрек нашим прокатчикам, а некая черта, характеризующая состояние нашего проката. Хотя интереса от просмотра ленты сей печальный факт уменьшить не должен.
Франсуа (реальный учитель, журналист и кинокритик) преподает в коллеже где-то в парижском пригороде, в котором еще недавно (если принять на веру телевизионную картинку) ученики, заполняющие его класс, жгли соседские машины. Он не только преподаватель, но и классный руководитель, пытающийся установить со своими подопечными хоть какой-то контакт путем нахождения нестандартных подходов – вплоть до обсуждения собственной сексуальной ориентации. В этих мытарствах и проходит учебный год, завершающийся товарищеским футбольным матчем между учениками и учителями. Победу одерживают первые.
Лоран Кантэ, давно избравший в режиссуре путь наиболее близкого приближения к реальности, создал удивительный конструкт, который несмотря на свою шаткость и угловатость, тем не менее умудряется удерживать внимание того зрителя, который сам испытывает к этому желание. Фильм снят в реальном парижском лицее с реальными учениками, которые – заметим ради справедливости – все же играют подобных себе: экранный класс не был таковым в жизни и был составлен непосредственно в процессе съемок. Кантэ безусловно можно считать классиком неонеореализма, но беда его последнего фильма в том, что он не читается (или читается не столь легко) без сопроводительного текста: о том, что такое парижские пригороды, почему ученики столь разнятся по своему этническому составу и многие из низ даже не считают себя французами, кто такой Франсуа Бегодо (главный актер и автор книги, легшей в основу фильма) и т.д. и т.п. Что же касается каннских лавров фильма, то по прошествии времени все назойливее становятся ощущения, что год назад в Каннах – как это, впрочем, часто бывает на больших фестивалях – победили не художественные достоинства фильма, а некий набор эстетических и содержательных норм, показавшихся жюри наиболее актуальными и злободневными на тот момент. И в этом разрезе становится тем более жалко Жака Одиара с его «Пророком», которому «Класс» действительно помешал получить куда более заслуженные лавры.
P.S. Об истинных намерениях режиссера читайте в блоге www.blog.kino-teatr.ua.   

1
Алексей Першко 12 июня 2009
Like

Имя:
24 февраля 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Пантеры и блондинка Пантеры и блондинка

 Если вы, уважаемый зритель, идя на фильм, который в нашем прокате получил длинное название «Против всех врагов: История Джин...

19 февраля 2020
Не верь, не бойся, не проси Не верь, не бойся, не проси

 Слава Богу, Клинт Иствуд продолжает снимать, невзирая на свой более чем преклонный возраст. На этот раз этот выдающийся...

18 февраля 2020
Приключения южанина на Диком Севере Приключения южанина на Диком Севере

  Американские кинематографисты предлагают нам очередной экзерсис в области спецэффектов – на этот раз называется он «Зов...

17 февраля 2020
Правда – это миф Правда – это миф

 Австралиец Джастин Курзель, заработав средств на постановке «Кредо убийцы», решил вернутся к корням – как в...

13 февраля 2020
Бойся своих фантазий Бойся своих фантазий

 Продюсер Джейсон Блюм решил несколько сменить творческий регистр – если вы привыкли видеть в исполнении его фирмы Blumhouse...

13 февраля 2020