Пророк в своем отечестве


Рецензия на фильм: Пророк
Фильм Пророк
Франции всегда везло в кинематографе: вот и сейчас у нее появился «Пророк», а режиссер его Жак Одиар заставил говорить о себе как о самом выдающемся из ныне работающих режиссеров не только во Франции, но и в мире.
С чего начать, говоря о «Пророке»? Может с кинематографического наслаждения – яркого, немедленного и полного? 2 с половиной часа наслаждения от фильма, который захватывает железной рукой все чувства и мысли зрителя и не отпускает их ни на секунду.
При просмотре вспоминаются все великие режиссеры, снимавшие гангстеров или тюрьму – Уолш, Фуллер, Беккер, Сигел, Скорсезе – и сама собой приходит мысль, что давно уже французское (да и европейское) кино не выдавало на гора фильмов такой силы и правдоподобия. Мир и герои, созданные Одиаром на экране, вымышлены от начала и до конца, но в них веришь безоговорочно. Жаку Одиару удалось вдохнуть новую жизнь в жанр, штампы и каноны которого, казалось бы, уже затерты донельзя.
В фильм зритель попадает резко и грубо, подобно тому, как его главный герой Малик попадает в тюрьму. Мы ничего о нем не знаем: ни его прошлого, ни социальной среды,  и даже о его преступлении можно лишь догадываться. Малик – материал девственный и грубый, бесформенное существо, которое будет формироваться под влиянием его сокамерников и самого режиссера. Оказавшись меж трех огней – кланами сицилийцев, арабов и надсмотрщиков – Малик быстро учится правилам игры, макабрической шахматной партии в координатах «хозяин-раб». Ведомый прежде всего личными интересами, безразличный к этническо-клановой структуре тюремного мира, Малик предстает перед зрителем некой помесью ангела и демона, невинности и макиавеллизма, воплощением индивидуализма, созданного его же окружением. И даже если это не входило в намерения авторов в фигуре Малика можно увидеть образ идеала либерального общества – так называемого человека, который сделал себя сам (self made man). Более того, вполне оправданным (но не обязательным) может быть и видение за тюрьмой образа современного общества со всеми его характерными признаками: слабыми и сильными, законами, писанными только для последних, отношениях, строящихся исключительно на интересах разного рода или же на силе, и с его социальным расслоением. С этой точки зрения «Пророк» открыт для полемики: в нем можно увидеть и просто мощную гангстерскую сагу, а можно – и метафору социальных тактик и политических стратегий современного мира.   
2
Алексей Першко 06 ноября 2009
Like

Имя:
17 февраля 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Правда – это миф Правда – это миф

 Австралиец Джастин Курзель, заработав средств на постановке «Кредо убийцы», решил вернутся к корням – как в...

13 февраля 2020
Бойся своих фантазий Бойся своих фантазий

 Продюсер Джейсон Блюм решил несколько сменить творческий регистр – если вы привыкли видеть в исполнении его фирмы Blumhouse...

13 февраля 2020
Бег от одиночества Бег от одиночества

 Фильм «Еж Соник» продолжает линейку лент, созданных на основе популярных игр, видеоигр, анимационных сериалов и т.д....

13 февраля 2020
Оболочка сексуальной бомбы Оболочка сексуальной бомбы

 Украинскому зрителю предоставляется возможность увидеть на экране еще один фильм из искровской обоймы – на сей раз речь о...

11 февраля 2020
Рассыпанный сахарок Рассыпанный сахарок

 Одесский режиссер Александр Беляк предлагает нашему вниманию свой третий фильм под названием «Голая правда»....

10 февраля 2020