Героическая комедия о жадности и власти
Режиссер третьего “Антикиллера” и сценарист “Ассы” сняли опус об одной из самых громких афер 90-х, но с одной разницей: если продюсер Ливнев, в свое время тоже вроде бы скрывавшийся от правосудия, снимал немного и о себе и о времени, его породившем, то режиссер Салаватов снимал предложенный материал.
“ПираМММида” охватывает самый публичный период деятельности Сергея Пантелеймоновича Мавроди (в фильме - Сергей Мамонтов) - зиму и лето 1994 года, когда его компания достигла максимального взлета, едва не купив одну шестую мира за деньги ее же населения, и вскоре резко вошедшая в пике. Версий, приведших к этому штопору, было много - сценаристы “ПираМММиды” останавливаются на версии происков власти и американских агентов влияния, делая из Мавроди эдакого прототипа Ходорковского. Наверное, потому что сценарий написан по книге самого Мавроди, и не исключено, при его активнейшем участии. В этом - и сила, и слабость получившегося произведения.
Фильм, снятый в эстетике начала 90-х (а на этом Ливнев собаку съел) - тут вам и цветовая гамма, необыкновенно удачно имитирующая цветопередачу легендарной пленки Шосткинского объединения “Свема”, и удачные декорации, в целом создающие весьма адекватную атмосферу тех лет, - пытается делать со своим героем все, и одновременно. Он и демонизирует Мавроди, вкладывая ему в уста хлесткие фразы ницшеанского толка, и героизирует его в эдаком народном духе (“Я Россией не торгую” - бросает вроде бы Мавроди вроде бы Березовскому в исполнении Федора Бондарчука), попутно разоблачая американских агентов влияния, и - что самое забавное и неуклюжее - пытается одновременно и усложнить его, и втиснуть в рамки комиксового жанра (тоже, очевидно, результат пребывания господина Ливнева в Америке). Результат неказист, но любопытен, энергичен и нетривиален. Добавим сюда и недурственные актерские работы, особо дуэт Алексея Серебрякова и Петра Федорова, играющих главного героя и взбунтовавшуюся часть его эго. Остальные персонажи - под стать всей эстетике фильма: они такие же утрированно-мощные мазки, создающие эту нарочито кичевую картину: здесь и генерал ФСБ, использующий вместо боксерской груши тушу кабана, выглядит вполне уместно.
И все же авторам фильма явно не достало - нет, не чувства вкуса и меры - а некой, пардон за пафос, постмодернистской иронии (хотя, допускаем, и это было сделано намеренно), из-за чего “ПираМММида” выглядит как развернутый рекламный ролик самого Мавроди, давеча вернувшегося к своей пирамидостроительной деятельности.