Антидот от идиотизма, или комедия от Ларса фон Трира
В это было сложно поверить, если не знать, что некоторое время назад известный провокатор и искуснейший манипулятор Трир не снял некое подобие телевизионного ситкома под названием «Королевство». Так что к комедии он обращается не впервые, только на этот раз делает это несколько в другом качестве. Московский критик Роман Волобуев попытался (и очень удачно) описать это отличие в качестве и отношению к зрителю, напомнив известную сцену из куросавовских «Семи самураев»: «человека приглашают зайти в открытую дверь, а потом со всей дури бьют по голове палкой. Так повторялось из фильма в фильм — и интерес был уже почти спортивный: войти во всеоружии и снова получить по мордасам, причем каждый раз под каким-то неожиданным, доселе неизвестным драматургическим углом. В «Боссе» — иначе. Тут чувствуешь себя тем самым последним, седьмым самураем, который, вместо того чтоб сунуться в дверь и огрести, останавливается на пороге и с улыбкой говорит хозяину: «Я вас очень прошу — без таких шуток». У Куросавы после этих слов гость и хозяин оказывались старинными друзьями и садились пить чай и говорить о главном. С Триером тоже намечается что-то в этом роде — кажется, закончились проверки зрителя на прочность, и начинается какой-то совсем другой разговор».
Формально сюжет весьма прост: профессионального актера нанимают сыграть роль директора IT-фирмы, дабы замылить глаза будущему покупателю инвестору (в этой роли – исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон), но вместо предполагаемых пяти минут актеру приходится играть эту роль целую неделю. Это неминуемо ведет к установлению отношений с сотрудниками самого разного свойства и с достаточно непредсказуемыми последствиями.
Трир не был бы Триром, если бы и в этой с виду незамысловатой офисной комедии не показал себя экспериментатором: на этот раз он отказался от услуг оператора, и камеру произвольно наводит и фокусирует компьютер, а монтажными склейками Трир позволяет себе рубить фразы на полуслове. Но даже это не смогло испортить картину - она хороша прежде всего в кинематографическом смысле и служит прекрасным антидотом от превращения в кинематографического идиота.