Дневники Docudays UA. День четвертый


Дневники Docudays UA. День четвертый
Фестиваль медленно близился к своему экватору, а параллельные показы все никак не давали вырваться на основную конкурсную программу, поэтому четвертый день решено было начать с представителя секции DOCU/ПРАВО. Как оказалось, совсем не зря.
Каса Бланка – это небольшой рыбацкий поселок на побережье Гаванского залива. Нельса и ее сын Владимир, у которого синдром Дауна, ютятся в крохотной комнатке переполненного многосемейного дома. Владимир – единственный, кто может ухаживать за больной Нельсой, а Нельса – единственная, кто заботится о Владимире, что легко попадает в беду. Их отношения полны конфликтов: она пытается контролировать своего сына, а он любит помогать рыбакам, веселиться и распивать с ними ром. Ежедневно Нельса бродит по улицам Каса Бланки в поисках своего единственного ребенка, что вновь задержался. Но однажды она заболела...
«Каса Бланка» – это игра с чувствами зрителя, но игра предельно честная, оттого и такая пронзительная. Режиссер, понимая весь драматизм ситуации, всячески старается оставаться беспристрастным свидетелем событий: прежде всего, избегает музыки, а сцены с насмешками в сторону Владимира снимает как-то стыдливо, отчего картина излучает удивительно положительную энергию, показывая при этом историю совсем нерадостную.
Важно понимать, что двое главных героев абсолютно беспомощны по отдельности, но по-настоящему сильны вместе, пускай остальной мир и считает иначе. Когда на горизонте начинает маячить смерть, фильм совсем не спешит кричать о неизбежном. Зачем, если много большее можно сказать сценой, где Нельса со своим сыном просто лежат в полумраке. Вот с таких вот полутонов и складывается, пожалуй, самая чувственная картина фестиваля.
Напротив, о  разъединении семьи повествует фильм «Зовите меня Марианной», но причиной тому станет не ход времени, а остросоциальная тема.
Марианна – привлекательная сорокалетняя женщина, которая подала иск против своих родителей, чтобы добиться изменения пола. Отдалившись от матери и забыв своих лучших друзей, она ищет приюта в театральной труппе, где разбирается в своей ситуации, репетируя пьесу, основанную на ее прошлом. Когда день операции приближается, у Марианны вспыхивает неожиданный роман со старшим мужчиной, который дарит ей луч надежды. Однако она сталкивается с тем, что может потерять самое важное – свою семью.
Снимать фильмы о ЛГБТ-сообществе изначально непросто: многие режиссеры бросаются в излишний мелодраматизм, другие – спекулируют ложным противостоянием «герой – общество». К счастью, «Зовите меня Марианной» не фальшивит. От главной героини отворачиваются родители и бывшая жена с детьми, взамен судьба дарит ей большую любовь и крепкую дружбу. Марианна теряет и находит, как и любой другой человек, а тема смены пола – это часть контекста, что выходит за рамки одной лишь самоидентификации. Да, вполне уместно будет заметить, что жалость – не лучшая награда для столь сильной духом личности, но оставаться равнодушным к такому уникальному жизненному пути попросту невозможно.
Наконец, последний фильм четвертого конкурсного дня, «Машина времени Сэма Клемке», рассказывает об одиночестве, что ищет свое место во Вселенной.
В 1977 году Сэм Клемке начал упорно снимать всю свою жизнь на камеру. За десятилетия до одержимости селфи и постоянными обновлениями статусов в социальных сетях, Сэм документировал свою жизнь на протяжении более чем тридцати лет. Его камера фиксировала, как из оптимистичного подростка он превращался в высокомерного 20-летнего молодого человека, а из 30-летнего мужчины, который ненавидит себя, – в зрелую личность, склонную к философским обобщениям. В том же году, что Сэм начал свой проект, NASA запустила «Вояджер» в дальний космос. «Золотая запись» у него на борту – это своеобразный портрет человечества, что должен рассказать о нас внеземным существам. В фильме два уникальных автопортрета находятся в параллельном свободном плавании, наблюдая за временем, памятью, смертью и за тем, что значит быть человеком.
Собственно, давать какие-то трактовки столь экспериментальному проекту сложно. Главный герой бесцельно снимал свою жизнь с 1977 года по сегодняшний день, но в процессе обнаружил для самого себя некий призрачный стимул. Одержимость собственным «я» в цифровую эпоху обрела смысл: жизнь Клемке любопытна прежде всего самим фактом документирования повседневности, что свидетельствует о некоем поступательном развитии цивилизации, хотя сама эволюция в видеозаписях Сэма находится где-то на периферии. Пожалуй, главное в этом фильме – контраст с той самой «золотой записью», что должна передать внеземным цивилизациям информацию о лучших нас, пока бессмысленная летопись бытия одного американского видеоблогера расскажет о человечестве много больше.

Сергей Задко 29 березня 2016
Like

Ім’я:
28 січня 2020
Ваш коментар

популярні статті


Що в кіно? Прем'єри тижня (2 - 8 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (2 - 8 січня)

Новорічні фільми!

02 січня 2020 0 1280
Що в кіно? Прем'єри тижня (16-22 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (16-22 січня)

Два українські фільми та інші новинки прокату.

16 січня 2020 0 947
Що в кіно? Прем'єри тижня (9-15 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (9-15 січня)

Роберт Дауні-молодший в "Дулітлі" та інші новинки прокату.

10 січня 2020 0 878
Франція онлайн Франція онлайн

Фестиваль франкомовного кіно MyFrenchFilmFestival повертається в 10-й раз

10 січня 2020 0 819
Що в кіно? Прем'єри тижня (23-29 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (23-29 січня)

Уявний Гітлер, Вілл Сміт та інші новинки прокату.

23 січня 2020 0 482