Дневники Docudays UA. День пятый


Дневники Docudays UA. День пятый
Два фильма пятого конкурсного дня рассказывают о нетерпимости, которая порой бывает не только со стороны окружающих, но и по отношению к самому себе. Первый из них, «3½ минуты, десять пуль», пытается найти зерно правды в громком судебном деле, что взволновало весь мир.
Черной пятницы 2012 года две машины припарковались рядом на заправке во Флориде. Белый мужчина средних лет и черный подросток обменялись ругательствами из-за громкости музыки в авто парня. К спору присоединилось оружие. Майкл Данн выпустил 10 пуль по автомобилю с невооруженными подростками, после чего сбежал. Три из этих пуль попали в 17-летнего Джордана Дейвиса, который скончался на месте. Арестованный на следующий день, Данн утверждал, что стрелял для самообороны.
Фильмы, в основу которых заложена проблема расизма, часто страдают от дисбаланса, когда есть четкое распределение на «виновного» и «жертву». Да-да, именно расизма, хотя во время разбирательства сторона защиты еще в досудебном порядке подала заявление о том, чтобы изъять тему нетерпимости из рассмотрения дела. Мол, никаких слов о цвете кожи во время происшествия не звучало, а проблема заключалась исключительно в громкой музыке. Тем не менее, режиссер берет за цель не только проследить за развитием инцидента, но и в очередной раз поднять вопрос расовой дискриминации. Считаете, важнее здесь вопрос законодательства, что позволяет воспользоваться оружием в случае угрозы жизни, не разграничивая при этом разницу между самозащитой и беспочвенным нападением в ответ? А если бы темнокожий мужчина начал стрельбу по машине нескольких белых подростков, что слушали кантри? То-то же.
Если с точки зрения чисто технического исполнения фильм не вызывает никаких сомнений, то с позицией автора ситуация обратная. Вместо того, чтобы дать возможность зрителю услышать голос каждой из сторон, вне зависимости от личностного отношения, режиссер изрядно мелодраматизирует события: показывает детские видео погибшего Джордана, снимает откровенные интервью с его семьей и друзьями, следит за митингами вследствие «несправедливого вердикта». Во всем этом чувствуется осуждение Данна, что показан как безмолвный субъект, совершивший безжалостный самосуд над невинными подростками. Вне зависимости от того, виновен этот человек или нет, неуместно делать из него воплощение привилегированного белого общества, которое может избежать наказания только лишь из соображений нетерпимости людей, стоящих на стороне закона.
Смешанные чувства оставил после себя и фильм «О мужчинах и войне», что приехал в Украину с американского фестиваля True/False, причем вопросы вызывает, прежде всего, то, как режиссер работает с формой.
Оказавшись среди долины Напа, в калифорнийском реабилитационном центре для ветеранов войны, страдающих посттравматическим синдромом, зритель встречает мужчин, которых пренебрежение мира доводит до ярости и отчаяния. Но со временем, благодаря усилиям терапевта-новатора Фреда Гусмана, они проявляют свою глубокую человечность. Благодаря чрезвычайной профессиональной интуиции, режиссеры смогли создать атмосферу интимности и искренности, в которой они пытаются исследовать темы прощения, доверия, вины и жгучего стыда за жестокие деяния, совершенные во время войны.
Для режиссера Лорана Бекю-Ренара исследование темы психологических последствий войны не в новинку: в 2001 году фильм «Уставшие от войны» показывался на десятках фестивалей и даже завоевал премию «Фильм мира» на МКФ в Берлине. Вторая картина из трилогии «Генеалогия гнева», «О мужчинах и войне», больше похожа не на документалистику в привычном смысле, а на сеансы у психотерапевта, что будто бы случайно были засняты на камеру, настолько они прямолинейные и честные. Ренар прослеживает путь от отторжения и самоненависти через злость к принятию и прощению и дает зрителю возможность пропустить все это через себя, но почему-то теряет из виду магистральную линию. Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на нескольких ветеранах войны, режиссер решает охватить разом с десяток героев, тем самым усложняя конструкцию фильма. Впрочем, других достоинств картины это никоим образом не умаляет.

Сергей Задко 30 березня 2016
Like

Ім’я:
28 січня 2020
Ваш коментар

популярні статті


Що в кіно? Прем'єри тижня (2 - 8 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (2 - 8 січня)

Новорічні фільми!

02 січня 2020 0 1281
Що в кіно? Прем'єри тижня (16-22 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (16-22 січня)

Два українські фільми та інші новинки прокату.

16 січня 2020 0 947
Що в кіно? Прем'єри тижня (9-15 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (9-15 січня)

Роберт Дауні-молодший в "Дулітлі" та інші новинки прокату.

10 січня 2020 0 878
Франція онлайн Франція онлайн

Фестиваль франкомовного кіно MyFrenchFilmFestival повертається в 10-й раз

10 січня 2020 0 820
Що в кіно? Прем'єри тижня (23-29 січня) Що в кіно? Прем'єри тижня (23-29 січня)

Уявний Гітлер, Вілл Сміт та інші новинки прокату.

23 січня 2020 0 488