Дневники Docudays UA. День третий


Дневники Docudays UA. День третий
Открывать третий конкурсный день выпала честь фильму с очень любопытной программы DOCU/ТЕХНО, что заставит зрителя по-новому посмотреть на ставший привычным мир технологий. Кажется, «Я – Алиса» поразила даже самую прогрессивно настроенную публику.
Робот-сиделка Алиса покидает лабораторию, чтобы посетить миссис Ремкес, миссис Шеллекенс-Бланке и миссис фон Витмаршен в их домах. Все трое – пожилые женщины, а потому особенно нуждаются в услугах Алисы, созданной в стенах специальной лаборатории SELEMCA. Это исследовательская группа, которая с помощью медсестер и родственников пытается выяснить, как же «социоботу» Алисе нужно общаться и обращаться с пожилыми женщинами, чтобы уменьшить болезненное влияние одиночества на них. Результаты эксперимента становятся неожиданными для всех его участников.
«Привет, меня зовут Алиса. Вы иногда чувствуете себя одиноко?» – первым делом спрашивает у участников эксперимента робот, а в ответ слышит настороженное «да». Собственно, реакция вполне закономерная: современное поколение частенько развлекается общением с Siri, но что, если это перерастет из односложных и предсказуемых ответов в полноценное понимание собеседника? Режиссер фильма Сандер Бюргер пытается очертить для себя самого (а заодно и для зрителя) порог доверия человека к искусственному интеллекту, но в своих исследованиях заходит еще дальше, воссоздавая картину нашего с вами недалекого будущего.
Алиса внешне похожа на маленького ребенка: 60 сантиметров роста (как заверили создатели, более высокий прототип внушает страх людям), черный парик и материал на лице, по ощущениям напоминающий человеческую кожу. Робот может поворачивать головой, моргать и даже улыбаться, причем делать все это не случайным образом, а в зависимости от того, где находится и что делает участник эксперимента. В какой-то момент пожилые женщины, а с ними и зритель, забывают, что всего лишь тестируют бездушную машину, и начинают непосредственно с ней взаимодействовать: показывать фотоальбомы, петь песни и даже смотреть футбол. Сквозь камеры, что вмонтированы в глаза куклы, мы замечаем, что бабушки начинают проникаться чувствами к… программе. Надо полагать, вот и наступило казавшееся далеким Завтра.
Впрочем, иногда бояться стоит не только призрачного будущего, но и чудящегося беспечным настоящего. T(ERROR) – это история о поисках правды, что редко бывает на чьей-то стороне.
Чтобы предотвратить теракты, агенты ФБР под прикрытием заводят дружеские отношения с потенциальными террористами по всей Америке. Саид «Шериф» Торрес работает осведомителем ФБР в борьбе с терроризмом уже более 20 лет. После рождения сына он превыше всего хочет избавиться от своей опасной работы. На пути к Питтсбургу Торрес обещает себе, что это его последнее дело. Неожиданно он приглашает двух кинематографистов, чтобы те, наблюдая за ним, документировали его работу. В этой этически проблемном, ответственном и рискованном приключении режиссеры, однако, остаются уравновешенными и настойчивыми. Их увлекательный фильм поражает и сбивает с толку.
В какой-то момент при просмотре фильма T(ERROR) начинаешь испытывать чувства, что в прошлом году вызвал «Лучший документальный фильм» на «Оскаре» – «Citizenfour: История Эдварда Сноудена», тоже показанный в рамках фестиваля. Каждый кадр буквально пропитан риском, режиссеры ходят по грани, документируя работу информатора ФБР. Именно это восхищает в картине больше всего: перед зрителем падает еще один занавес тайны, касающийся деятельности спецслужб США. При этом создатели четко понимают всю неоднозначность выбранной темы, в какой-то момент переключая внимание с главного героя ленты на его цель (или жертву, тут уж как посмотреть). Как далеко может зайти правительство США, чтобы обезопасить себя от возможного теракта? Где заканчиваются права человека и начинается государственное всевластие? В конечном итоге, чья правда одержит верх? Кажется, принимать чью-то сторону не хотят ни режиссеры, ни зрители. А это уже маленькая, но победа кинематографа.

Сергей Задко 28 березня 2016
Like

Ім’я:
19 вересня 2020
Ваш коментар

популярні статті


Що в кіно? Прем'єри тижня (27 серпня - 2 вересня) Що в кіно? Прем'єри тижня (27 серпня - 2 вересня)

Новий Нолан і інші новинки прокату.

27 серпня 2020 0 1393
Нолан - рятівник! Нолан - рятівник!

«Нолан – геній» - коментар, який провокує тривалу дискусію на просторах інтернету. Одні стверджують, що він найбільш переоцінений режисер...

25 серпня 2020 0 877
Білл Мюррей: мізантроп, якого люблять усі Білл Мюррей: мізантроп, якого люблять усі

9 найкращих ролей Білла Мюррея

01 вересня 2020 0 594
Що в кіно? Прем'єри тижня (3-9 вересня) Що в кіно? Прем'єри тижня (3-9 вересня)

Кіану Рівз, нові Люди Ікс і інші новинки прокату.

03 вересня 2020 0 590
Що в кіно? Прем'єри тижня (10-16 вересня) Що в кіно? Прем'єри тижня (10-16 вересня)

Мулан, Наталія Орейро і інші новинки прокату.

10 вересня 2020 0 441