Дневники Docudays UA. День второй


Дневники Docudays UA. День второй
Второй конкурсный день хотелось начать как-то символично, поэтому, после долгих раздумий (программные координаторы Docudays решили преимущественно отказаться от повторных показов), выбор пал на фильм «Украинские шерифы», что завоевал Специальный приз жюри на Международном фестивале документального кино в Амстердаме.
Как будто птица, вьется в воздухе небольшой украинский флаг, прикрепленный к автомобилю двух «шерифов», избранных жителями села на юге Украины. Шерифы спасают женщину от анаконды, вселяют бездомного Колю в пустой дом – чтобы он, наконец, стал человеком, уберегают неграмотного Индейца от неминуемого ареста. Непроглядные зимние туманы. На востоке страны идет война. Мужчинам приходят повестки в армию. Дети пишут письма воинам и собирают передачи с консервацией и теплыми носками. В селе появляется сепаратист. Страна для этих людей – это их село.
«Украинские шерифы» могли бы получиться веселой, но однослойной историей о том, как два человека заменили собой все государственные институты, вплоть до полиции и скорой помощи, но течение времени внесло свои коррективы. Когда в страну приходит война, настроение фильма приобретает трагикомический окрас. Показательной в этом плане становится сцена, где главные герои в честь празднования 9-го мая красят памятник в золотой цвет, чтобы односельчане помнили героев Советского Союза. Где-то вдали идет новая война.
Дебютная полнометражная работа Романа Бондарчука – это удивительной глубины портрет общины, что пытается посредством собственных усилий удержать привычный для них уклад жизни. Больше комичный, чем драматичный, фильм свидетельствует рождение новой Украины, что пережила серьезные потрясения, но по-прежнему держит курс на свободу и независимость.

Портрет более личностного, медитативного характера рисует пред взором зрителя еще один фильм, «Братья» известного польского режиссера Войцеха Староня, что завоевал признание престижных кинофестивалей в Локарно и Лейпциге.
После 80 лет изгнания два брата возвращаются в Польшу из Казахстана. Их цель – занять свое место в новом мире. Они сталкиваются с препятствиями из-за различий характеров. Один из них – художник и мечтатель, другой – прагматичный инженер. Они разные, как чернила и вода, и неразлучны, как цветок со стеблем. Они хотят восстановить свои жизни, несмотря на трагические события, постигшие их судьбу. Сначала в огне исчезает их дом с несколькими тысячами картин, а затем один из братьев отдает второго в дом престарелых. Начинается погоня за временем. Удастся ли им победить?
Помимо режиссуры, Войцех Старонь профессионально занимается фотографией, что оставляет определенный отпечаток на его подходе к съемкам. Семь лет работы над «Братьями» превратились в лаконичную 70-минутную ленту, что носит прежде всего созидательный характер. Документалистика здесь находится на стыке с художественным кинематографом: наблюдая за изменениями в жизни главных героев, режиссер выстраивает из этого некий ритмический рисунок, где сливаются воедино искусство и природа, красота и старость. Даже архивные видеозаписи тут не просто инструмент для раскрытия характеров – они особенным образом связывают прошлое с настоящим. Возможно, порой «Братья» слишком уж отдаются созиданию, но совершенство каждого кадра позволяет простить режиссеру его медлительность.

Последний фильм второго конкурсного дня тоже пытается запечатлеть героя среди изменчивой окружающей среды. «Почти святой» – это история о том, как один человек своим упорством может сломать привычный порядок вещей.
Распад Советского Союза оставил Украину перед общественными и политическими сдвигами. Однако священник и местный авторитет из Мариуполя Геннадий Мохненко сделал себе имя, силой забирая бездомных детей-наркоманов с улиц города. Он основал «Республику Пилигрим» –  детский реабилитационный центр и дом для бывших бездомных. Благодаря его многолетней помощи Мариуполь уже не переполнен бездомными детьми. Многие утверждают, что это произошло благодаря его усилиям в «Пилигрим». A тем временем центр Геннадия превратился в не совсем понятную структуру...
Геннадий Мохненко – личность для Украины знаковая. Именно его усилиями в нашей стране была пресечена свободная торговля психотропными препаратами, хотя этим, конечно же, его достижения не ограничиваются. Тем интереснее было ознакомиться с фильмом американского режиссера, что приехал в Украину, совсем не зная языка, но с твердым намерением сотворить портрет не только одной личности, но и структуры, ей подвластной.
«Почти святой» – это картина о настоящем герое. О герое, что не приспосабливается к несправедливости, его окружающей, а посредством своего ума и силы способного изменить мир вокруг себя. Мы собираем образ по крупицам: зрителю в этом помогают архивные съемки, что хранились на кассетах, непосредственное общение с героем и демонстрация его повседневности, хотя для жизни Махненка трудно применить слово «повседневность». Опять же, рано или поздно в Мариуполь приходит война, но Геннадия не сломить: слишком много всего было сделано, чтобы отдать труды в руки оккупантов. Что же, остается лишь пожелать ему недюжинных сил и поблагодарить режиссера за компетентную попытку познакомить зрителя с человеком, что прямо сейчас меняет нашу с вами страну.
Сергей Задко 27 березня 2016
Like

Ім’я:
25 травня 2020
Ваш коментар

популярні статті


Кінець епохи Кінець епохи

Показ восьмого сезону «Батьківщини» (Homeland) відбувся, а це значить, що серіал, який дев’ять років тримав у напрузі знімальну групу і...

02 травня 2020 2 855
Драми, які змусять вас плакати. Драми, які змусять вас плакати.

Чи є в людини щось важливіше за сім'ю? Всі ми потребуємо самореалізації чи кар'єри, але найрідніших людей не замінить ніщо. Тому в...

15 травня 2020 0 450