Студия «Дисней» предлагает нашему вниманию первый фильм, произведенный ее российским филиалом. Картина «Книга мастеров» - причудливая смесь иронически (так, по крайней мере, представлялось авторам) переосмысленного наследия советского сказочного кинонаследия и американской политкорректности.
Сюжет у фильма вроде бы и есть: история спасения мира и обретения истинной любви главным героем по имени, конечно же, Иван, рассказана достаточно внятно. А вроде бы его и нет: в том смысле, что о его оригинальности говорить не приходится – во-первых, по причине его изначальной предсказуемости, во-вторых, потому, что сюжеты тех двух десятков русских сказок, элементы которых использованы в «Книге», должны быть (хотя как обстоят дела в этом деле в современной Украине сказать сложно) известны каждому зрителя с младых, как говорится, ногтей.
Ироничность и игровой подход к сказке, заявленные авторами, заключаются в отношении героев к сказке, которой они являются неотъемлемой частью, похожем на отношение современного человека, например, к Уголовному кодексу: вроде бы и соблюдать его положено, но и лишний раз простебать не грех. То есть относятся они к ней, сказке то бишь, и ее атрибутам без лишних церемоний и расшаркиваний.
Политкорректность видна хотя бы в импровизированной шутке Кощея-Куценко про яйцо: спросив Ивана, не за яйцом ли он пришел, Кащей сразу же его и демонстрирует, дабы снять все возможные обвинения в неподобающем для семейного фильма юморе.
Некоторую сыроватость «Книги мастеров» лишь подчеркивают именитые и хорошие актеры, коих в фильме несть числа: от игры многих из них остается ощущение, что находятся они на съемках какого-нибудь новогоднего «Огонька» («Голубого» или «Неголубого» решать вам), а не на съемочной площадке пусть и детского, но все же фильма. Возможно, это результат легкой недоработки режиссера.
Хотя в целом стоит заметить, что появление «Книги мастеров» из горнила российского кинематографа – явление скорее отрадное: хоть что-то начали снимать российские кинематографисты в таком важном жанровом сегменте, как детское и семейное кино. Пусть и при поддержке американских коллег. Как говорится: лиха беда начало.