Пророк в своем отечестве


Рецензія на фільм: Пророк
Фільм Пророк
Франции всегда везло в кинематографе: вот и сейчас у нее появился «Пророк», а режиссер его Жак Одиар заставил говорить о себе как о самом выдающемся из ныне работающих режиссеров не только во Франции, но и в мире.
С чего начать, говоря о «Пророке»? Может с кинематографического наслаждения – яркого, немедленного и полного? 2 с половиной часа наслаждения от фильма, который захватывает железной рукой все чувства и мысли зрителя и не отпускает их ни на секунду.
При просмотре вспоминаются все великие режиссеры, снимавшие гангстеров или тюрьму – Уолш, Фуллер, Беккер, Сигел, Скорсезе – и сама собой приходит мысль, что давно уже французское (да и европейское) кино не выдавало на гора фильмов такой силы и правдоподобия. Мир и герои, созданные Одиаром на экране, вымышлены от начала и до конца, но в них веришь безоговорочно. Жаку Одиару удалось вдохнуть новую жизнь в жанр, штампы и каноны которого, казалось бы, уже затерты донельзя.
В фильм зритель попадает резко и грубо, подобно тому, как его главный герой Малик попадает в тюрьму. Мы ничего о нем не знаем: ни его прошлого, ни социальной среды,  и даже о его преступлении можно лишь догадываться. Малик – материал девственный и грубый, бесформенное существо, которое будет формироваться под влиянием его сокамерников и самого режиссера. Оказавшись меж трех огней – кланами сицилийцев, арабов и надсмотрщиков – Малик быстро учится правилам игры, макабрической шахматной партии в координатах «хозяин-раб». Ведомый прежде всего личными интересами, безразличный к этническо-клановой структуре тюремного мира, Малик предстает перед зрителем некой помесью ангела и демона, невинности и макиавеллизма, воплощением индивидуализма, созданного его же окружением. И даже если это не входило в намерения авторов в фигуре Малика можно увидеть образ идеала либерального общества – так называемого человека, который сделал себя сам (self made man). Более того, вполне оправданным (но не обязательным) может быть и видение за тюрьмой образа современного общества со всеми его характерными признаками: слабыми и сильными, законами, писанными только для последних, отношениях, строящихся исключительно на интересах разного рода или же на силе, и с его социальным расслоением. С этой точки зрения «Пророк» открыт для полемики: в нем можно увидеть и просто мощную гангстерскую сагу, а можно – и метафору социальных тактик и политических стратегий современного мира.   
2
Алексей Першко 06 листопада 2009


Ім’я:
12 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021