Увійти через
facebook google
 

Художник имеет право не на всё!


Фільм Стомлені сонцем 2: Предстояння

Впечатляюще, в духе голливудских стандартов с расчетом в первую очередь на внешний эффект , "по взрослому" выплывает на экран

компьютерный цеппелин - фирменный знак "Централ партнершип" и соединяются в картинку медведя звёзды студии "ТРИТЭ"и начинается действо, выполненное в таких же голливудских стандартах:

впечатляющее, но ..., к сожалению в основном, именно этой технической стороной фильма.

А ведь мы то, кинозрители фильмов оскароносца Михалкова, уже наевшись технически продвинутого фантазийного бездушного голливудского

дермеца, ожидали от Михалкова микса из технического совершенства и зрелищности современной киноиндустрии со смыслом и приближенностью

 к исторической правде в такой теме как Великая Отечественная война. Да, микс мы таки видим, но... из той же ожидаемой зрелищности,

пропорциональной бюджету фильма и ...набора непоследовательных сюжетообразующих эпизодов, связаных, слава Богу, хотя бы титрами и

нашей памятью о фильме-предшественнике.

Чтож, попробуем, как говорил герой "Бумбараша", картинки пропускать,  а "проллетарскую" суть вобрать.

По-моему, правы те кто говорит, что связь "Предстояния" с исходным "Утомлённые солнцем"  нужна, помимо маркетингового хода, ещё и для того,

чтобы хоть что-то объединило разрозненые экранизированные факты, возможно и имевшие место в истории войны,  в одно худо-бедно

сотканное полотно. Иначе фильм походил бы на выпуск передачи "Наша раша" на тему о Великой Отечественной войне для широкоэкранного показа.

 Да,  даже не зная соответствуют ли действительности сюжеты сцен, вошедших в фильм, но представляя неразбериху войны

(особенно её начала), зная об общественно-политической обстановке в СССР тех времён и даже глядя на нашу действительность и зная

человеческую сущность с её несовершенством вполне можно поверить, что в картине изображены факты, имевшие место в действительности.

Так, думаю, вполне могли иметь реальную историческую основу эпизоды с педантичным работником сберкассы, взрывом переправы с людьми по отмашке флажка, доносом пионервожатой на подругу, продырявленные солдатские ложки, сожженные живьём жители деревни в наказание за смерть двух немецких солдат и другие фрагменты , имеющие в основе проявления вечных общечеловеческих свойств: шкурности

(как в эпизоде с чинушей-партработником в исполнении Адабашьяна); иуд, предающих родного брата (эпизоды с героем фильма в исполнении Панина),

убивающая человечность сволочная работа спецуры, доводящая до асурда (эпизод с протоколом допроса А.С. Пушкина). (А что приколы, которые отмачивают в своих протоколах нынешние, например, ГАИшники лучше?) Гнилая насквозь мораль приспособленцев и гнид, пристроившихся в этой жизни и пристраивающих жизнь под себя, мнящих себя вершителями судеб,

подсиживающих и прослушивающих друг друга, зная себя не доверяющих никому  (все эпизоды с полковником Арсентьевым и его напарником

по службе). А что сейчас подобного мало?

Сцены Сталин-Арсентьев, Арсентьев - старший пионервожатый Кравец, Арсентьев-капитан СМЕРШа  Лунин - это же типичные примеры действовавшей во все времена схемы: ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак!

Да, всё это действительно могло иметь место и скорее всего имело в таком или подобном виде.

Да, в массе людей (как тогда, так и сейчас, как и во все времена) может найтись дурак, способный спровоцировать общую беду (эпизод со

стрелком из ракетницы на санитарном судне), и может найтись полный дерьма недоумок, которого прёт от извращенности , порождённой

философией собственного превосходства, вседозволенности, безнаказанности и самомнения (эпизод с немецким бортстелком-серуном).

Сатирик Михаил Задорнов не прав: людей с энергией, не имеющей вектора направленности в избытке у всех народов, а не только у русских.

Правда, для обычно педантичных  дисциплинированных немцев, показанная в фильме неподчиняемость экипажа одного самолёта командиру всей эскадрильи очень несвойственна.

Да, но...Но зачем же коллективу авторов сценария нужно было так явно перевирать? Явно! Например, отношение к офицеру с приказом командующего армией "Стоять насмерть!", показанное в сцене на переправе, вряд ли имело место даже в условиях той суматохи.

Во-первых, офицер с таким приказом не стал бы тыкать приказ любому солдату на переправе. Потом, вряд ли этот офицер был бы без  

сопрорвождения подчинённого ему подразделения,  которое показанной ситуации просто не допустили бы.

Самоуправства и прилюдного неуважения к офицеру в такой мере, как показано в фильме не было! Уж по крайней мере в начале войны.

Авторы такой характер отношений вплели явно перенеся нынешний нигилизм и вседозволенность на исторический материал. Получилась попса.

Начальству в те времна подчинялись если уж не из сознательности, то как минимум со страха.  Показанный в фильме мордобой офицера

никак не мог бы остаться незамеченным окружением и имел бы последствием по законам военного времени если не расстрел на месте,

то военный трибулал точно.

Далее. Зачем авторам было так явно перевирать историю кремлёвских курсантов? История и безусловно СЛАВНЫЙ БОЕВОЙ ПУТЬ Отдельного

 кремлёвского полка хорошо известна и достаточно подробно описана. Если очень кратко, Отдельный кремлёвский полк, получивший такое

название  потому, что был дислоцирован в Кремле, сформирован 6 октября 1941 года решением ставки Верховного Главнокомандования  

из числа курсантов Московского пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР. В десяти курсантских ротах было 1330 курсантов,

130 красноармейцев и 112 офицеров училища. Командиром полка был назначен начальник училища, впоследствии получивший

звание Герой Советского Союза, полковник Семен Иванович Младенцев (данные с http://artofwar.ru/k/karcew_a_i/text_0620.shtml).

  Истории, изображенной в фильме Михалкова эти боевые подразделения не имели. Зачем режиссёру изображать курсантов такими бестолковыми,

пацанами-желторотиками?  Кстати, массовка, изображавшая  курсантов подобрана похабно, непрофессионально, похоже,  в какой-то ближайшей

 к месту съёмок воинской части, "разнокалиберная" по росту и явно не тянет на стандарт 183 см.

Служившие срочники и тем более сверхсрочники и офицеры однозначно скажут что так одновременно падать, как показано в фильме,

рота бойцов не сможет даже после неоднократного отрабатываания команды "Ложись!", а не то, что неожиданно и каждый сам по себе.

Банальный стереотип в духе слепого очернительства: все наши бойцы были бараны, "ваньки" ссыкливые, наивные и безмозглые.

Если реально, то в ситуации с петардами обязательно нашлись бы ротозеи оставшиеся стоять в шоке, не зная что делать без команды командира.

Скорее падать могли при первом же звуке разорвавшейся петарды "старики", "стреляные воробьи" из штрафбата (то, что в 41-м ещё не было уже

 говорено-переговорено), знающие что такое война и опасность. Так обычно и делали наиболее опытные солдаты, дошедшие до Победы:

 при неожиданно начавшейся стрельбе сначала укрыться от поражения (в простейшем случае - упасть) , выжить, сохранить боеспособность,

по ходу разобраться в ситуации, съориентироваться, слушать что за команда прозвучит от командира.

Показного героизма у умных людей на войне почти не было. Это война! И выжить хотелось всем.

Далее. Сцена с бомбой, попавшей с самолёта без прицельного бомбометания случайно точно в купол церкви со звонницей, стоящей среди чистого поля   

(там церковь могла "вырасти" только в нездоровой фантазии авторов фильма). Это вообще уже чистая голливудщина! Бежал Котов за языком,

бежал. Вошел в церковь, увидел сумку сержанта Котова и...забыл зачем бежал! Присел на пенёк понастальгировать!

Враг замахивается костылём над нашим героем...и тут бабах: их же немецкая бомба спасает нашему герою жизнь и ...репутацию.

(Всё равно что набивший оскомину в их боевиках стандартный ход  - перерезать у тикающей бомбы проводок нужного цвета за секунду до взрыва).

Подразумевается, наверное, что бомба сделанна  особым образом немецкими рабочими-тайными агентами Советского Союза: сначала она не

отцепляется от механизма крепления в самолёте, затем пробив крышу русской церкви не взрывается, а повисев на люстре, как по-голливудскому

 стандарту, падает только тогда, когда герой фильма - престарелый легендарный комдив Гражданской войны Котов аки Стивен Сигал "сиганул"

перекатом через забор. Тут взыватель бомбы наконец срабатывает по велению сценаристов и по-компьютерному зрелищно разносит условную

церковь в куски.

Котов, очевидно, вспомнив что кроме сержантской сумки, он когда-то заныкал в погребке этой церкви ящик жигулёвского пива  кричит немцу:

"Что ты наделал?" (Ещё бы: накрылось прохладное пивко в летнюю жару!)

Герой даёт социалистического ремня немцу, вколачивая ему при этом моральные принципы строителя коммунизма настолько, что тот сам,

на себе, показывает Котову как надо правильно вязать руки пленному. Тут бы и сказочке конец. Ан нет! Голливудский стандарт говорит, что

фильм, с претензией на блокбастер обязательно должен содержать элементы... эротики. А на таймере уже 157 минут фильма! Тогда, по-быстрому, Надюша (дочь Котова и Михалкова что по фильму, что по жизни) пройдя мимо той же иконы Богородицы, но обгорающей уже в каком-то разрушенном крупном здании, (такие иконы обычно висели по мнению авторов фильма, наверное, рядом с портретом Сталина), настойчиво

 выкрикивает "Раненные есть?", точно зная что в сценарии написано, что есть! И точно: молодой герой-танкист с ожегами никак не

меньше 4-й степни при которых, как говорят медики, иннервация тканей лица обуславливает возможность развития шока, с двумя пулевыми

ранениями, вместо шока испытывает здоровое половое влечение, прося Надюшу показать...сиськи (цитата). Надюша, видимо зная к чему в

результате прийдёт наша медицина, вместо спасения тяжело раненного выполняет его просьбу, чем... окончательно добивает 19-летнего парня -

показать Надюше и вправду есть что!

Оправдывая непрофессионализм Надюшки, как медработницы, Никита Михалков поднимает камеру до небес, стараясь переплюнуть в этом

операторов "Войны и мира" Бондарчука-старшего, и показывает общий план местности, доказывая что тащить-то раненного танкиста Надюше всё равно было некуда - вокруг непролазные обломки здания. А танк с сидящим возле него раненным бойцом сюда забросило, видимо,

взрывной волной ...в голове художника по компьютерным эффектам.

Вот и сказочке конец! Кто не видел - молодец! Когда в финале пошли рекламные кадры продолжения этого продолжения "Утомлённых солнцем" промелькнула мысль: не дай Бог ещё покажут подмонтированные кадры с приколами, счучившимися на съёмках как в голливудских комедиях.              К счастью не произошло.

Уж если и смотреть фильм, то скачав в интернете бесплатную копию - не стоят исторические и моральные достоинства сего опуса денег на билет в кинотеатре.

Зрелищность присутствует, несдандартность в показе войны тоже, натурализма хоть отбавляй (не только кровища хлещет как в знаменитой сцене "Горячих голов" и небритость и немытость лиц героев соответствует обстоятельствам сцен и даже зубы героев в кадре выглядят подпорченными

 соответственно лагерной или фронтовой обстановке), а вот общее ощущение всё равно как в анекдоте про фальшивые игрушки: вроде всё нормально, но не радуют.

"Утомлённые солнцем-2" - кино, по уровню технического исполнения достаточно качественное, а общее впечатление всё равно будто тебя "надули".

Все темы фильма уже давно в нашем обществе обговорены и имеют свою чёткую оценку: война -  дело грязное и циничное, а люди на войне те же

самые, только чётче и быстрее проявляется их суть.

 В фильме эти старые истины подтверждены ещё раз на новых примерах.  

1
1moment 13 червня 2010
Like

Ім’я:
16 жовтня 2019
Ваш коментар
Гость
Гость 27 серпня 2010 13:43
0
Как я понял из прочитанного Вы  смогли досмотреть фильм до конца. Браво!!!
Меня хватило только на 30 минут чтобы составить подобное впечатление(правда без подобного анализа:-))
В общем всё верно, но печально...
.

Інші рецензії автора


Нічього не знайдено