Увійти через
facebook
 

Бремя тщеславия


Рецензія на фільм: Останне воскресіння
Фільм Останне воскресіння

Кинематографисты с завидным постоянством выпускают фильмы, построенные на возрождении исторических персонажей и событий. Однако каждый раз я с опаской подхожу к очередному «шедевру». И мой цинизм вполне оправдан. Ведь сколько было неудачных фильмов о русских писателях и поэтах, о полководцах и адмиралах, об исторических военных событиях и многом-многом другом. Но на ум мне как-то совсем не приходят удачные экранизации.

Голливудское изображение последних дней Льва Николаевича Толстого, к сожалению, не оказалось исключением. Хотя и сами русские тут не всегда преуспевают, гоняясь за коммерческой стороной проекта и его сборами, нежели за изображение исконно русских трагедий, происходивших в семьях известных людей. Не на то упор сделан, не на то.

Мне не совсем оказалась понятна основная цель создания фильма. Хотя нет. Все же это цинично-предсказуемо. Обеспечение кассовости. Ведь графа Толстого знают далеко за пределами России. И там, за тридевять земель, фильм будет популярен хотя бы в силу того, что незнающие иностранцы что-то узнают о том, где, чем, как и с кем жил писатель. А для меня по-прежнему существует вопрос – а зачем снят фильм?

Возможно, авторы хотели показать трагизм семьи писателя – противопоставить графа и его жену, их идеалы. Стыковка противоположностей, стремление к разным идеалам, вера в различные жизненные ценности – граф стремился не к богатству, а к народу. Жена же его – к обеспечению семьи. Впрочем, за это ее и осудить-то сложно. Ради детей и мужа жила женщина, чтобы им было тепло и сытно.

Другим вариантом тематики фильма возможно было показать сложность взаимосвязи исторической ценности творчества Толстого и трагедии семьи, где царит непонимание взглядов и убеждений.

Третьим вариантом можно назвать изображение трагедии женщины, жены и матери – Софии Николаевны Толстой. Трагедия женщины, не имеющей возможности отстоять свои права, даже права своих детей, не имеющей права отстоять свое мнение и благополучие самых близких для нее людей. Трагедия жены, искренне поддерживающей и любящей своего мужа и следующей за ним всегда и не оставившей его, несмотря на то, что он завещал все свои рукописи народу, а не семье. Трагедия матери, которая посвятила себя семье и детям ради их благополучия, и столкнувшаяся с тем, что в критический момент не все дети ее поддержали в борьбе за это самое благополучие.

Четвертым вариантом было изобразить исконно русскую душу, которой обладал и сам граф Толстой. Данная тематика для меня представляется наиболее сложной. И фильм это подтвердил – отсутствие  глубины, отсутствие трагизма, отсутствие глубины трагизма, которые были характерны для того периода времени. Для меня самые яркие персонажи, которые и смогли раскрыть эту тематику – это роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» и роль Раскольникова в «Преступлении и наказании».   

Возможно, авторы картины хотели изобразить что-то пятое, что я не заметила. Однако, на мой взгляд, такой вариант достаточно маловероятен. В силу нешироты взглядов забугорных режиссеров, в особенности русских исторических персонажей.

Фильм оставил достаточно однозначное впечатление, что смотреть его можно мельком, не всматриваясь и не проникая в суть, ибо сути там нет. А жаль…

2
Natashik 07 лютого 2011
Like

Ім’я:
21 жовтня 2019
Ваш коментар
t_halyna
t_halyna (Киев) 14 лютого 2011 16:07
0

Обязательно посмотрю после такой рецензии!
.

Інші рецензії автора


Вера, надежда, любовь Вера, надежда, любовь

Все сбывается... если очень верить

21 травня 2011
До встречи До встречи

Когда один поезд уходит, второй уже на подходе

04 травня 2011
Никогда не оглядывайся Никогда не оглядывайся

Жизнь как пепел сожженных роз

29 квітня 2011
все достижимое - достижимо все достижимое - достижимо

когда-нибудь мы станем свободны от всего бренного

17 квітня 2011
Мы едем-едем-едем Мы едем-едем-едем

Никогда не сдавайся

20 березня 2011