Увійти через
facebook
 

Фильм аллегория


Рецензія на фільм: Чорний лебідь
Фільм Чорний лебідь

Две половинки одного целого вплетены в ореол неразделимости: драматическое изображение в одном лице черного и белого – это не только не ошибка восприятия, а полноценные полутона одного цвета. И то, что лежит на поверхности не всегда является тем, что преобладает в личности. При всей видимости идеала и перфекционизма героини – белого лебедя – черный в ней просыпается все чаще после утверждения на роль «главного лебедя»: это и характерная символическая скульптура демона, и психически неадекватный мужчина в метро, и телесные шипы, и остальные мифические видения с собственным здоровьем, и скрытая ревность в сопернице, выливающаяся в эротический сон.

Венсан Кассель – просто восхитителен. И его персонаж играет ключевую роль в перевоплощении героини. А как же иначе? Вечно зажатая, неэмоциональная, даже фригидная дамочка. Я думаю, что никто не сыграл бы эту роль учителя лучше. Его шарм, харизма, животная страсть чувствуются в каждом жесте и слове. Но даже ему требуется немало времени и сил для раскрепощения белого лебедя.

Но его вера в нее, непреодолимое желание раскрепостить и постичь далеко за гранью ее тайный мир приводит к некоего рода жестокости, проявляемой учителем к своему белому лебедю. Его настойчивость и оказалась той движущей силой, сумевшей затронуть правильные струнки в душе лебедя, чтобы раскрыть истинные позывы – перевоплощение из белого «ангела» в черного «демона».

А знал ли он, к чему приведут его попытки раскрыть ее?

Две сюжетных линии нечетко, но все же просматриваются: с первой то все понятно – девочка-перфекционистка, без излишних эмоций и жизни, с тотальным отсутствием беспечности и ненаигранности, каждое движение и каждая эмоция глубоко контролируются, старательно отрабатывает все па, на что и тратится вся свою жизнь. А вот вторая линия – белый лебедь повсюду видит своего черного собрата. А вот тут уже зарыта и вся подноготная нашей героини. Вот тут, в бессознательном, и прячется то, что она контролирует. А что прячется – загадка. И для нее самой, в первую очередь. И что мы видим – постоянную борьбу самой с собой? Что еще никогда не приводило к хорошему финалу.

Сыграть черного лебедя ей удалось только тогда, когда он и вылез наружу, выпорхнул на долгожданную свободу, вдохнул глотки свежего воздуха.

Конец фильма вполне прослеживается: обе сюжетные линии сходятся в одну. Только вместо устранения соперниц героиня истязает себя, поскольку сама уже не в состоянии отличить, где реальность, а где сон.

Образ героини, сыгранной Ваноной Райдер, в фильме минималистичен, но он является своеобразным отражением страхов нашего лебедя и ключевым моментом в разгадке этих страхов – ведь не случайно в начале фильма очень четко показан танцевальный крах Бет, как она громит гримерку, как убегает. А наша героиня преспокойно крадет ее вещи. Тем самым окончательно устанавливая свое господство и первенство в балетной труппе.

Я думаю, что Фрейду тут было бы над чем поломать голову. Он ведь был мастак в изучении психических расстройств личности, а тут еще тематика сужается – расстройство на фоне непреодолимого стремления к перфекционизму.

Так в чем же аллегория? Лебедь. Сам лебедь и есть аллегория…. Как отражение идеи воплощения в одном – ангела и демона.

Очень необычное отображение закулисной жизни балета. Балет – это восхитительно. Но что творится за его кулисами, и чего стоят постановки? Борьба, зависть, ненависть, предательство. Все это и ломает тонкие, ранимые и несостоявшиеся умы и сердца.

ПС. Лично, что мне не понравилось – окровавленные руки. Хотя я понимаю, что без таких жестких моментов не удалось бы передать всю напряженность и сюрреализм сложившегося образа главной героини.

А если говорить в целом, то фильм потрясающе целостный, оставляет ощущение завершенности и досказанности. Которые, правда, необходимо еще и разглядеть за ширмой хитросплетений изображения героев и их поступков.

5
Natashik 10 лютого 2011
Like

Ім’я:
23 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Вера, надежда, любовь Вера, надежда, любовь

Все сбывается... если очень верить

21 травня 2011
До встречи До встречи

Когда один поезд уходит, второй уже на подходе

04 травня 2011
Никогда не оглядывайся Никогда не оглядывайся

Жизнь как пепел сожженных роз

29 квітня 2011
все достижимое - достижимо все достижимое - достижимо

когда-нибудь мы станем свободны от всего бренного

17 квітня 2011
Мы едем-едем-едем Мы едем-едем-едем

Никогда не сдавайся

20 березня 2011