Апокалипсис грядёт
Рецензія на фільм:
Апокаліпсис
Потрясение физиологических организмов
Да-да, в эмоциях всё дело, Гибсон – искусно плетёт полотно фильма, запутывая и обманывая зрителя, он заставляет его то тревожно замирать, впиваясь глазами в экран, то облегчённо расслабляться в кресле (впрочем, зная, что затишье это иллюзия и обман), то судорожно цепляться за подлокотники и переворачивать стаканчики с попкорном.
Потрясение – вот то слово, которым я бы охарактеризовал «Апокалипсис». Причём не какое-то там непонятное душевное, но настоящее физическое потрясение, когда дрожат руки и ноги, когда содрогаются все внутренности и прерывистое дыхание царапает и сжимает горло.
Нет ни сил, ни желания сопротивляться просто-таки чудовищной впечатляемости от просмотра. Только и остаётся, что чуть слышно беззлобно пробормотать что-то в духе, ну и сукин же ты сын Гибсон, ей богу, сукин же ты сын.
Повесть о настоящем человеке или новые похождения Рэмбо
Весь сюжет «Апокалипсиса» можно описать буквально несколькими словами: путь туда и путь обратно. Но как диаметрально противоположны эти пути! Посмотрите кино, поймёте, о чём я.
Действие кинокартины разворачивается в Мексике накануне прихода конкистадоров. Жители небольшой деревеньки майя мирно живут, и охотится в своём лесу, пока в их жизни стремительно и бесповоротно не появляются очень большие проблемы. Роль главного майя-героя сыграл танцор и певец Руди Янгблад. Он успешно прошел кастинг не только «за красивые глазки», но и во многом благодаря увлечению боксом и бегом по пересеченной местности, потому и исполнил большинство трюков самостоятельно. Его герою выпадают нечеловеческие испытания, он буквально вырван из дома, оторван от семьи, его жизнь с самого начала фильма висит буквально на волоске.
И тут Гибсон раскрывает тему в полном блеске, заставляя зрителя чувствовать себя если не самим главным героем, то идущим и бегающим где-то рядом с ним. «Апокалипсис» настолько крепко хватает зрителя и связывает его по рукам и ногам, что на протяжении всего фильма сидишь напряжённый как тетива лука, даже в самые, казалось бы, мирные моменты. Которых, чего греха таить, совсем немного. «Апокалипсис», на то он и апокалипсис, изобилует картинами жестокости и насилия, гротескные пейзажи и лица сменяют друг друга с фантасмагорической быстротой. И, несмотря на всё это, фильм всё же о любви. О любви человека к жизни. Мэл Гибсон очень, даже слишком хорошо показал, как воля к жизни может изменить всё, заставить саму природу покориться и помогать стойкому храбрецу.
Проза жизни
Съемки фильма проходили в мексиканском штате Веракрус. В «Апокалипсисе» нет ни белых актеров, ни английского языка: все персонажи разговаривают на юкатекском диалекте языка майя. Мэл Гибсон настаивал на том, что использование английского языка в картине убило бы всю идею. В течение пяти недель актеры учились правильно говорить. Каждому из них раздали плееры с немногочисленными диалогами из фильма. Видать, понравилась Гибсону такая подача, ведь в предыдущем фильме – «Страсти Христовы» – в кадре звучала латынь и арамейский язык.
Очень важная деталь то, что почти все актеры – это местные жители, ранее не имевшие опыта работы перед камерой. Но как сыграли, черти! Чего только стоит маленькая прокаженная девочка, которая буквально обрушивает на главных героев картины (а заодно и на зрителей) своё страшное пророчество. Дрожь пробирает до костей, а мурашки шеренгами танцуют танго.
Мэл Гибсон, чья студия Icon заработала около 500 млн долларов на скандальных «Страстях Христовых» теперь имеет возможность запускать в производство любые новые проекты. И хорошо, что она эту такую возможность не только имеет, но и воплощает с таким бешенным, вопиющим, громогласным размахом, который и выливается в нечто неописуемое, коленкодрожное, сногшибательное и потрясающее. Таков «Апокалипсис».
Кстати:
В американском прокате «Апокалипсис» Мэла Гибсона еле-еле выжил. В первый день своего показа картина собрала 14,2 млн. долларов, что определенно намного ниже той минимальной планки, которую установил создатель фильма. Несмотря на то, что картина занимает первую строчку в рейтинге, она чувствует там себя не совсем уверенно. Все дело в том, что на пятки активно наступают другие фильмы, темп сборов которых намного выше, чем у «Апокалипсиса». Да взять хотя бы тех же «Весёлые ножки», премьера которых в Украине состоится 21 декабря. Они ж этот «Апокалипсис» в американском прокате почти затоптали. Мне жаль американцев. Нет. Мне ни капельки американцев не жаль.