НАСТОЯЩЕЕ КИНО - рецензія на фільм Вантаж 200

Увійти через
Реєстрація
 
НАСТОЯЩЕЕ КИНО
 
Фільм Вантаж 200
Алексей Балабанов снял свой 11-й фильм - "Груз 200". Произведение получилось столь неординарным, что мы приводим не одно мнение, которое может (и будет) субъективным, а несколько минирецензий украинских критиков.

Балабанов «загрузил» на все 200

Олексий-Нестор НАУМЕНКО

Расправа Алексея Балабанова с советским прошлым не оставляет равнодушным даже прожженных эстетов. Кто поет дифирамбы, кто извергает проклятья, но равнодушных нет. Ведь все мы, так или иначе, – выходцы из того времени, и являемся частью той державы, которая на главном титре фильма изображена в виде кровавого пятна с контурами «великого и могучего». Содержание же самого опуса, пожалуй, наиболее мрачного из всех балабановских картин, наводит на мысль о серьезном внутреннем счете режиссера к окружающей реальности. И не только советской.

Алексей Першко

Трудно сказать, является ли «Груз 200» лучшим фильмом Алексея Балабанова (к сожалению, не довелось видеть «Про Трофима» и недоснятой «Реки»), но в том, что это – глубинно страшный фильм, сомневаться не приходится. Страшный и в своем мощном внутреннем посыле, и по своей форме, нарочито и уверенно выдержанной в манере дешевого ужастика про маньяков. Балабанов показывает (в очередной раз), что он прекрасно владеет самыми разными жанровыми приемами и умеет их к месту и со смыслом употребить. В данном случае он создает атмосферу морока, которую неискушенный зритель (а он сейчас преимущественно таков) может ошибочно отнести исключительно к периоду, обозначенному в фильме – к 1984 году, к началу конца Советского Союза. Ошибочность эта будет состоять в том, что фильм не cтолько о распаде СССР, а об отмирании всех и всяческих моральных и этических устоев, а процесс этот – вневременной, имевший место и в прошлом (вспомним Достоевского), а уж о будущем и говорить не приходится. Трудно себе представить, что в строимом на просторах бывшего СССР обществе, из которого всяческая мораль изъята изначально, подобное происходящему в фильме Балабанова не повторится. Вот только найдется ли тогда режиссер его уровня, который сумеет осмыслить и показать это так, как это сделал Алексей Балабанов.

Пере(за)грузка

Сергей Васильев-младший

Сюжет «Груза 200» намеренно схематичен. Его прогнозируемое развитие, лишь изредка удивляющее неожиданностью, – словно спуск героев по кругам ада, где каждый новый виток мучений призван добавить зрителю отвращения к прожитому (или непрожитому) советскому прошлому. Собственно, позиция режиссера в вопросе отношений с исторической реальностью, являющейся важным (если не главным) действующим лицом этой драмы без героя, проявляется уже с первых кадров.

К очевидному отрицанию советского опыта, Алексей Балабанов приходит без нахрапа, как это может показаться вначале, но сложным путем глубоких аргументаций, которые завершаются символическим переносом конкретной садистской байки на уровень судьбы рушащегося государства. История частностей превращается в Историю. А герои – в символы, максимально точно (и в чем-то даже неожиданно деликатно) передающие процесс умирания эпохи. Алексей Балабанов изготовил конструктор, в котором можно смоделировать ответ на любой вопрос постсоветской современности. В «Грузе-200» найдется место и его извечному «в чем сила, брат», когда-то ласково провозглашенному новым русским героем с обрезом, и другим неприятным истинам.

ВАНТАЖ 2007

Олексій Радинський

«Вантаж 200» розкриває таємницю, що давно непокоїть професійних глядачів. Яким чином одній і тій самій  людині вдалося створити двох «Братів», «Війну», «Жмурки», «Мені не боляче» - та «Щасливі дні» за Беккетом, «Замок» за Кафкою, «Трофім», «Про потвор і людей» і незавершену, але від того ще більш легендарну «Ріку»? У своєму новому фільмі Балабанов остаточно долає межу між «артом» і «жанром», укотре демонструючи здатність швидше за інших реагувати на виклики часу.

«Вантаж 200», як і кожен попередній фільм Балабанова – це перш за все коментар до актуального сьогодення, що стає історією в нас на очах. Сюжет фільму, його атмосфера, драматургія, картинка – усе вказує на те, що перед нами кінець епохи, занепад держави, точка максимального розпаду радянської культури. Сюжет, заснований, за свідченням у титрах, на реальних подіях, хіба що запеклого комуніста не переконає в тому, що СРСР зразка 1984 року – це чорнушна резервація, населена покидьками й психопатами.

Сім років тому «Брат-2» став чимось на кшталт ідеологічної бази путінського режиму, що саме народжувався. Тепер, коли новий режим сягнув свого апогею, Балабанов несподівано дав подвійний залп по його підвалинах.

Незважаючи на конкретну локалізацію дії в часі й просторі, стрічка містить небезпечні відсилки до актуальної російської дійсності – зрештою, «вантаж 200» продовжує надходити у російські військові частини, хоч уже й не з Афганістану. Звісно, новий фільм Балабанова - радше про 2007 рік, аніж про 1984-ий. Здатність створювати такі часові петлі надовго гарантує Балабанову статус провідного режисера російського кіно.

Рецензія на фільм Вантаж 200 0  
Алексей Першко 07 червня 2007
Коментарі
 
Ім’я
23 вересня 2017
Ваш коментар
Скільки важить кілограм:
 
Децибел
Грам
Дециметр
Тонну
Центнер
Кілограм
Декалітр

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
4,3 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 6