Империя наносит ответный удар


Рецензія на фільм: 12
Фільм 12

Для начала внесем ясность – фильм Никиты Михалкова «12» не получал «Золотого льва» на последнем Венецианском кинофестивале. Он получил специального Льва с формулировкой «за вклад в киноискусство». Но этот факт никоим образом не преуменьшает достоинств нового проекта Михалкова. У фильма есть и сильные, и слабые стороны (что неудивительно), но сильные явно перевешивают.

Для своего нового фильма, снятого после 9-летнего перерыва, режиссер позаимствовал фабулу у классического фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин»: в замкнутом помещении оказываются 12 присяжных заседателей, которым предстоит вынести приговор по делу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве своего приемного отца – русского офицера. Дело кажется ясным и не само заседание представляется его участникам сугубо формальным мероприятием, но один из них (Сергей Маковецкий) высказывает сомнение в виновности обвиняемого  и тем самым инициирует процесс, приобретший впоследствии лавинообразный характер: заседатели в свою очередь начинают сомневаться в казавшемся очевидным исходе дела и устраивают целый ряд следственных экспериментов, приведших их к достаточно неожиданным выводам. Отметим, что подобный эксперимент требует изрядного мастерства: и сценарного, и актерского. И если к сценарию еще могут быть какие-то претензии, но они напрочь сметаются мощным режиссерским драйвом и фонтаном эмоций, вызываемых фейерверком актерских бенефисов. Михалков поднимает множество вопросов морально-этического характера, главные из которых – ксенофобия и право на сомнение, а значит, - и на выбор. И хотя фильм базируется скорее на современных российских реалиях, все же многие из них должны быть близки и понятны и украинскому зрителю. Другое дело, что украинский зритель может разглядеть в фильме мощное имперское высказывание Михалкова, который еще с начала 90-х годов не скрывает своих политических убеждений и симпатий. Но это его право как художника, причем художника талантливого, способного внятно и убедительно в художественной форме излагать наболевшее. Ваше же право – принимать или не принимать эти высказывания, но прежде всего этот фильм посмотреть надо. Хотя сразу оговорюсь – зрителям, видящим в кино лишь способ расслабить мозгИ, а в актерах – лишь красивых кукол, которых принято называть секс-символами, смотреть Михалкова не рекомендуется.

0
Алексей Першко 19 вересня 2007
Like

Ім’я:
09 квітня 2020
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 березня 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 березня 2020
Папины штаны Папины штаны

Знаменитая анимационная студия «Пиксар» предлагает нашему вниманию необычный фильм под названием «Вперед» режиссера...

06 березня 2020
Все песни только о любви Все песни только о любви

 Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих рецензиях автора на фильмы этой недели, наши прокатчики накануне 8 марта стремятся...

04 березня 2020
Влюбленная сваха Влюбленная сваха

 Как мы уже писали в предыдущей рецензии (на украинскую комедию «Свидание в Вегасе»), преддверие Международного женского...

03 березня 2020