Империя наносит ответный удар


Рецензія на фільм: 12
Фільм 12

Для начала внесем ясность – фильм Никиты Михалкова «12» не получал «Золотого льва» на последнем Венецианском кинофестивале. Он получил специального Льва с формулировкой «за вклад в киноискусство». Но этот факт никоим образом не преуменьшает достоинств нового проекта Михалкова. У фильма есть и сильные, и слабые стороны (что неудивительно), но сильные явно перевешивают.

Для своего нового фильма, снятого после 9-летнего перерыва, режиссер позаимствовал фабулу у классического фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин»: в замкнутом помещении оказываются 12 присяжных заседателей, которым предстоит вынести приговор по делу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве своего приемного отца – русского офицера. Дело кажется ясным и не само заседание представляется его участникам сугубо формальным мероприятием, но один из них (Сергей Маковецкий) высказывает сомнение в виновности обвиняемого  и тем самым инициирует процесс, приобретший впоследствии лавинообразный характер: заседатели в свою очередь начинают сомневаться в казавшемся очевидным исходе дела и устраивают целый ряд следственных экспериментов, приведших их к достаточно неожиданным выводам. Отметим, что подобный эксперимент требует изрядного мастерства: и сценарного, и актерского. И если к сценарию еще могут быть какие-то претензии, но они напрочь сметаются мощным режиссерским драйвом и фонтаном эмоций, вызываемых фейерверком актерских бенефисов. Михалков поднимает множество вопросов морально-этического характера, главные из которых – ксенофобия и право на сомнение, а значит, - и на выбор. И хотя фильм базируется скорее на современных российских реалиях, все же многие из них должны быть близки и понятны и украинскому зрителю. Другое дело, что украинский зритель может разглядеть в фильме мощное имперское высказывание Михалкова, который еще с начала 90-х годов не скрывает своих политических убеждений и симпатий. Но это его право как художника, причем художника талантливого, способного внятно и убедительно в художественной форме излагать наболевшее. Ваше же право – принимать или не принимать эти высказывания, но прежде всего этот фильм посмотреть надо. Хотя сразу оговорюсь – зрителям, видящим в кино лишь способ расслабить мозгИ, а в актерах – лишь красивых кукол, которых принято называть секс-символами, смотреть Михалкова не рекомендуется.

0
Алексей Першко 19 вересня 2007


Ім’я:
14 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021