Тоталитаризм других


Рецензія на фільм: Життя інших
Фільм Життя інших

Тоталитаризм других

 Тем из наших уважаемых зрителей, кто не увидел "Жизнь других" более года назад, когда он участвовал в "Молодости -2006", предстоит встреча с определенного рода феноменом - этот фильм, в котором спецэффекты, всяческие фэнтезийные чудики и прочие атрибуты современного кино отсутствуют напрочь, собрал не только весьма внушительную кассу у себя на родине, в Германии, но и то ли 30, то ли 40 международных наград, среди которых - "Оскар" за лучший неанглоязыный фильм.

1984 год, Германская Демократическая Республика, социализм германского образца явно чахнет, но, как предусмотрительно сообщает начальный титр, никакой гласностью на пару с перестройкой еще не пахнет. Эдакий человек без свойств, сотрудник штази Вислер (если кто забыл - так называлось Министерство государственной безопасности, аналог советского КГБ) практически из спортивного интереса напичкивает квартиру успешного, но левачествующего драматурга Дреймана (Себастьян Кох - хороший немец из верхувеновской "Черной книги") всяческими подслушивающими приспособлениями и заступает на вахту, в чем находит поддержку министра культуры, положившего глаз на красивую актрису Кристу-Марию (Мартина Гедек), живущую в гражданском браке с Дрейманом. Очевидно, что в течение бесчисленных бессонных ночей, проведенных в прослушивании заглавной "жизни других"  Вислер постепенно начинает менять свои прежде непоколебимые убеждения.

Когда рецензируешь столь озолоченное кино, практически автоматически возникают сомнения в адекватности собственного восприятия кино, но в данном случае все же не удержусь от пары-тройки замечаний. Первое: о чем снимал фильм молодой дебютант Флориан фон Доннерсмарк? Если о тоталитаризме, то главный недостаток этого фильма в том, что если согласится с такими авторитетами в этой области, как Джордж Оруэлл, Франц Кафка или же, из не столь отдаленного прошлого, Терри Гиллиама с его "Бразилией", то тоталитаризм по природе своей иррационален, а по сему - практически непобедим. А Доннерсмарк снимает свой фильм по математически выверенному сценарию, в котором всем поступкам находится пусть завалящее, но все же логическое объяснение. Такому сценарию может быть дано и другое объянение - режиссер-сценарист просто прилежный ученик, который пишет свою работу ("Жизнь других" - формально является дипломом Доннерсмарка), точно зная, что хочет прочитать его учитель. Подозревать же Доннерсмарка в коньюнктурщине все же не хотелось - его работа выглядит достаточно искренней. Если же автор делал кино о мутации уже упоминавшегося выше "человека без свойств", каковым в начале фильма предстает Вислер, происходящей под воздействием резкого осознания полного отсутствия собственной жизни, проступающего на фоне отголосков жизни других, то в самую такую трансформацию верится с трудом.

Хотя, если переносить ощущения от "Жизни других" на реалии современного отечественного кинематографа, то хочется просто закричать - даешь побольше украинских доннерсмарков!

0
Алексей Першко 30 листопада 2007
Like



Ім’я:
25 листопада 2020
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Мощь бренд-менеджера Мощь бренд-менеджера

 Предлагаемый нам на этой неделе фильм «Линия горизонта» шведа Микаэля Марсимаина (чем он славен, мне, к сожалению, не...

18 листопада 2020
Химерная дичь Химерная дичь

 На наши экраны выходит лента, которая при всей скромности амбиций авторов (и прижимистости продюсеров), вполне способна возглавить...

12 листопада 2020
Полицейский романс Полицейский романс

 На наши экраны выходит французский фильм (в оригинале названный просто и понятно – «Полиция», у нас же он...

04 листопада 2020
Счастье быть мышью Счастье быть мышью

 Эту рецензию со всеми на то основаниями можно было бы назвать «Все женщины – ведьмы 2», ведь в украинских...

28 жовтня 2020
Все женщины – ведьмы Все женщины – ведьмы

 Режиссер Зои Листер Джонс решила переделать фильм «Колдовство» 1996 года и превратить его в манифест всех тех модных...

28 жовтня 2020