Игры со страхом
Жизнь человека - это постоянный, хронический страх потерять все, что он имеет. И прежде всего - саму жизнь. Не сознание определяет бытие, а наш страх. Мы боимся - значит, нам есть еще чего бояться, так заключают оптимисты. А пессимисты просто тихо скулят в своем углу, измученные не столько неприятностями, сколько их неизменным ожиданием. Мы боимся всего на свете - чудака с ножом в темной подворотне, получить двойку на экзамене, быть уничтоженным отказом любимой женщины и.т.д и.т.п. Боимся врагов, внешних и внутренних. Наверное, отсюда и проистекают замечательные пословицы: "Если враг не сдается - его угощают пивом" и "язык наш - враг ваш". А еще "врага лучше знать в лицо, даже если у него там морда". Любимая поговорка пленных ацтеков "несказанное слово... а-ааа... золотое!..". Да еще много всякой ерунды. На сам деле, многочисленные, многоликие страхи, тревоги и просто обычные у-ужасы незримо витают над миром, точно воплощения древнегреческих эриний, они живут среди нас, с нами. Они - и есть мы. Опять же: "познай свой страх - и ты познаешь себя".
Мир устроен таким образом, что он живет в постоянной боязни рухнуть, в один "прекрасный" миг, исчезнуть, провалиться вдруг в тартары, как это некогда произошло с Атлантидой (где тоже жили люди, хотя отнюдь не столь высокоцивилизованные, как это рисуют в мифах), с древней Геликой, некогда возвышавшейся на берегу Коринфского залива... Примеров масса, суть одна. Мы все умрем! Точнее, никто этого не знает наверняка (кроме Рабиновича), но устойчивый страх перед не только нашей конкретной гибелью индивидуума, но и перед всеобщим концом света, апокалипсисом, с древних времен пропитывает сознание общество, а, значит, и все наше бытие. Сколько существует легенд, пророчеств, и прочих мнений о конце света - в одной сказке это все не опишешь. Вот, индейцы майя четко обозначили нам дату: 2012. И Вам всем, господа, кранты! А почему? А потому что четвертый цикл, который завершается по глубоким космогоническим расчетам именно в этом году. Поскольку для того, чтобы вовремя засушить сухари прямо на веслах и как следует склеить ласты еще куча времени, то пока мы увидели одноименное голливудское творение от опытнейшего режиссера-паникера современности Роланда Эммериха, автора "Дня Независимости", "Послезавтра" и других "катастрофных" творений.
Не секрет, что от этой картины и от этого режиссера ждали прежде всего масштабных, впечатляющих спецэхфектов (и титров тоже) и небезупречного сюжета. В общем и целом стоит сказать, что эти ожидания оправдались.
Картину стоит посмотреть. Безумные кадры, как гигантские волны захлевстывают целый город, сметают на своем пути все, что некогда было облагоустроенной человеческой территорией, погружается в пучину с плавающими на поверхности обломками... Эти кадры завораживают, трогают в душе какие-то тонкие, ранимые струны. Как и человеческие попытки все же противостоять разбушевавшейся стихии... Реалистичность сцен и кадров на довольно высоком уровне, кроме, пожалуй, несколько мультяшных эпизодов, когда главный герой со своей женой и ее любовником уезжает из рушащегося города, ныряя сквозь падающие здания и успевая в последний момент... Эта сцена скорее какую-то древнюю "Лару Крофт" напомнили. А в остальном... повторюсь, впечатляет. Это надо видеть. В кино, а не в жизни...
Сюжет же, как обычно у Эммериха, страдает некоторой несобранностью, натянутостью диалогов и действий, некоторой "ну очень американской" слащавостью. Президент США мало того, что политкорректный негр, так еще и добрый дедушка-спаситель, чуть ли не переодетая мать-Тереза в железных штанах... Ох, спас бы лучше кто побыстрее от нашего прыщавого "дедушки-президента"! Куда более героично, а, главное, полезно. Дэвушку с косой нэ предлагать.
Да и в целом, штампов в фильме многовато, что оставляет ощущение некоторого несовершенства, слегка неприятный приторный привкус в неплохом, в общем-то, киноблюде. Ну, очень немногим дано прыгнуть выше своей головы, и Роланд Эммерих, увы, не исключение. Он был мастером впечатляющих, головокружительных кадров и эффектов - им остался и в данной картине. Не претендуя на шедевральность, это все же та картина, которую очень любопытно посмотреть и которая оставляет кое-что после себя.