Приумножить и испортить
Пока армия под руководством трехметрового и златокожего царя Ксеркса (Родриго Санторо) заливает песок кровью трех сотен спартанцев, на море его соратница Артемисия (Эва Грин) противостоит афинскому флоту во главе с адмиралом Фемистоклом (Салливан Степлтон). С ним у персов свои счеты - стрела Фемистокла оборвала жизнь царя Дария, отца Ксеркса. Впрочем, жажда мести движет не только Артемисией - жена Леонида царица Горго (Лина Хиди) тоже не намерена молча оплакивать мужа.
Вышедшие семь лет назад "300 спартанцев" Зака Снайдера стали своеобразным эталоном батального экшна, однако за литрами крови и кубиками пресса скрывалась какая-никакая история. Ей не нужна была глубина, все лежало на поверхности. Перенося на экран статические рисунки со страниц комиксов Франка Миллера, Снайдер одновременно писал неочевидный гимн мужского братства и смело разбрасывал по полю битвы немногословные, но цепкие и уместные диалоги. Одна фраза - об убеждениях. Одна - о стремлениях и надеждах. Одна - о том, что хотя бы умереть нужно достойно. Ничего лишнего - практически идеальная пропорция для фильма, где слова играют далеко не самую важную роль, но все-таки несут смысл.
Сменивший Зака в режиссерском кресле Ноам Мурро, казалось бы, не стал изобретать велосипед. Взять то, что принесло успех, и приумножить - немудренная формула, которая, как правило, работает безупречно. Но вот ведь беда - рука монтажера дрогнула в тот момент, когда из "Возврождения империи" было необходимо вырезать добрую часть безмозглой высокопарной болтовни.
Если Леонид обещал своим врагам ужин в аду, то Фемистокл демонстративно часто говорит о демократии. Сюжетная линия прозрачна и очевидна, пафосные разговоры не дополняют ее, не раскрывают характеры героев, а только увеличивают промежутки между сеансами показательного кровопролития. Если Леонид во всю мощь своих батлеровских легких кричал "Это Спарта" и стал частью фольклора, то Фемистокл только пытается казаться харизматичным - в народном творчестве ему не место. Нарочитая маскулинность на сей раз выглядит едва ли не карикатурой, о колготках в сеточку Евы Грин лучше вообще промолчать.
Грин, к слову, становится заложницей образа - изображать роковую даму, строящую коварные планы, входит для нее в привычку. Образ греческой воительницы не вносит в диапазон Евы ничего решительного нового. Грудь она уже обнажала, меч берет в руки не впервые - разве что покойников не целовала, но такой факт вряд ли стоит вносить в резюме. Впрочем, на фоне накачанных болванчиков Грин, конечно, выделяется в лучшую сторону.
И наконец – о главном. С визуальной точки зрения "Возрождение империи" - практически шедевр, эталон батального экшна. Когда Ксеркс с высоты наблюдает за своими бесчисленными войсками, от полета камеры натурально кружится голова. Эгейское море пенится и меняет цвет, столбы пламени поднимаются к черным тучам, огромная луна освещает рыскающих в поисках добычи диковинных рыб, а человеческая жизнь отбирается за долю секунды. Зато еще одним эффектным кадром становится больше.
Видеоряд фильма временами дает фору лучшим компьютерным играм. С другой стороны, по части сюжета и смысловой нагрузки многие игры не оставляют "Возрождению империи" никаких шансов. Что ж, приоритеты у всех разные.