Увійти через
facebook
 

Быть или не быть?..


Рецензія на фільм: Анонім
Фільм Анонім

- Встать, суд идет! - громогласно объявил следователь, обращаясь к невысокому полноватому мужчине средних лет. - Подсудимый, назовите суду Ваше имя.

- Ну это, как его... все ж знают... Уильям Шекспир!

- Подсудимый, дача ложных показаний...

- Хорошо, хорошо! (торопливо) Урожденный Гильельм Шакспер. Подумаешь, пару букв!

- Род занятий?

- Ну я это... как его... писал.

- Что Вы писали, подсудимый?

- Вот этими самыми руками! Завещание! (с опасением) Или Вы не о нем сейчас?..

- К Вашему завещанию вернемся позже. Чем Вы по жизни занимались?

- (с облегчением) А, ну я это... эти... как их там... книги писал. И сцены ставил.

- Пьесы!

- А, да, точно, пьесы! (обрадованно) Их самые.

- Чем еще занимались?

- Еще?.. Мелким ростовщичеством. Денежка, знаете, к денежке, такое дело. (потирает руки)

- С соседями зачем судились?

- С какими? А, да! С кузнецом этим. С аптекарем еще. (хмурится) Они хотели мои денежки зажилить! Заработанные, между прочим, честным трудом. (важно качает головой)

- Подсудимый, зачем Вам столько денег? Вы автор гениальных пьес!

- Ну да.... гениальных. (удрученно) Ну а денежка... это... к денежке.

- Подсудимый, Вы умеете читать?

- Ну... конечно. Я же это... писал!

- Тогда прочтите это. (передает документы на французском, греческом)

- (смотрит, возвращает) Простите, не силен в тарабарском. (улыбается)

- Кто-то в Вашей семье знает грамоту?

- (настораживается, щурит взгляд) Нет... а зачем это? Я и сам это... грамотный! На уровне церковноприходской школы. (надувает щеки)

- А Ваши дети?

- Я оградил их от этого. (подмигивает)

- А где Ваши все бумаги? Заготовки? Рукописи?

- (мнется) Я это... сжег их.

- Зачем сжег?

- А чтоб конкурентам не достались! (смеется)

- А где Ваша библиотека? Источники, где Вы черпали знание, что содержится в Ваших пьесах!

- Господин судья, у мене это... все в голове! (заливисто смеется, шморкается в обортку костюма)

- Шакспер, Вы наглый врун! Почему в Вашем завещании расписано все, имущество, вилки, ложки, тарелки, до последнего пенса - но ни слова о Ваших рукописях? О Ваших пьесах!

- Искусство... оно того... это... должно принадлежать народу! (довольный своей находчивостью, поднимает указательный перст к небу. Вдруг, озабоченно) А с завещанием моим, стало быть, все в порядке?..

- Да все в порядке с ним! Разве это Вас должно волновать? Вас, написавшего "Венецианского купца"!

- Кто, я?.. (озабоченно хмурит брови, затем лицо светлеет) А, да! Я, это... писал. Ну так это когда было. А дети мои, это, беспокоюсь, при деле должны быть. Нечего им соваться туда, в эту... писанину!

- Шакспер, просто признайтесь, что это не Вы писали эти пьесы, а Вам их давали, еще и доплачивали за то, чтобы Вы молчали об авторстве! Чистосердечное признание будет учтено судом.

- Как это не я писал?.. А хто же тогда? (хитро улыбается) Есть у вас другой автор? Нету! И не будет. Значитца, я писал! (торжествующе смеется) И в веках меня значит будут помнить, хотя мне это, признаться, и без особого дохода. (зевает) И вообще, я давно умер!

- А это нас тут, в лукьяновском СИЗО, и вовсе не волнует! - загремел следователь. - Признавайся, самозванец, или дело передадим в Печерский суд...

- О, нет, только не туда, - взмолился подсудимый. - Прошу судить меня по аглицким законам!..

Так, или примерно так, мог происходить воображаемый суд над Уильямом Шекспиром, точнее тем, кто долгие годы считался и по сей день считается официальным автором гениальных пьес, полуграмотным ростовщиком из Стратфорда, якобы сотворивших их в свободное от стяжательства и пьянства время.

Между тем, словарный запас настоящего Шекспира составлял 25000 слов, больше, чем у кого бы то ни было в том время. Для сравнения Фрэнсис Бэкон (которого, кстати, тоже считают, правда, больше по недоразумению, претендентом на "шекспировство", ведь театр его не интересовал ни в малейшей степени) - 9-10 тысяч слов, а ведь это гениальный философ и человек своего времени. Настоящий Шекспир знал языки (французский, греческий, латынь), отлично разбирался в истории, литературе своего времени. Он знал произведения Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо, ему была прекрасно известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причем не только в переводах, но и в оригиналах. Исследованиями ученых установлена основательность познаний автора пьес в английской истории, юриспруденции, риторике, музыке, ботанике (специалисты насчитали 63 названия трав, деревьев и цветов в его произведениях), медицине, военном и даже морском деле (доказательством последнему - команды, отдаваемые боцманом в "Буре"). Ему прекрасно были известны Северная Италия, Падуя, Венеция...

Без сомнения, это мог быть только образованный человек из элиты общества, а никак не Шакспер, об авторстве которого, собственно, и не сохранилось никаких убедительных сведений. Он просто ставил, якобы, свои пьесы и был пайщиком в театре "Глобус". Когда умер Шакспер из Стратфорда, никто в Англии не произнес ни звука. Единственный отклик на его смерть - это запись в стратфордском приходском регистре: "25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер, джент.".

Основных кандидатов на "звание" настоящего Шекспира трое: драматург Кристофер Марло, граф Рэтленд (Роджер Мэннерс) и граф Оксфорд (Эдуард де Вер). Последняя версия, правда, немного приукрашенная, представлена в картине "Аноним" Роланда Эммериха. Авторство ее принадлежит еще англичанину Томасу Луни (начало 20-го века).

Эммерих решил несколько сменить направленность своих работ, сняв вместо привычных нам крупномасштабных и ярких полупустышек, эдакое псведо-историческое расследование, а вместе с тем драму про жизнь, отношения, любовь и творчество. Сделана серьезная попытка воссоздать викторианскую эпоху, все равно ощущается рука Эммериха и его стремление к глобальным проектам.

Рано осиротевший граф Оксфорд воспитывался в доме лорда-казначея Уильяма Сесила, имевшего огромное влияние при дворе, впоследствии женился на его дочери, Анне. Много путешествовал, участвовал в придворных интригах. По фильму же граф Оксфорд и есть автор легендарных пьес, который не мог писать их открыто, поскольку это считалось позорным для дворянина его ранга. В ленте у него роман с королевой, что не подтвержено исторически, но позволяет до упора закрутить действие. Более того, у них с ней общий сын, которого она будет готова казнить... Но граф Оксфорд, Шекспир, воспрепятствует этому, пусть ценой свой репутации и своей карьеры. Свои пьесы он передает Шаксперу (показан пьяным забулдыгой и пустым человеком) через начинающего драматурга Бена Джонсона, который, действительно, должен был знать, кто на самом деле Шекспир.

Один из главных недостатков картины - сумбурность, поначалу зрителю очень тяжело разобраться, кто кому отец, брат, родственник и почему, и пока он это,наконец, просекает, незаметно подкрадывается финал. Хорошо показано разочарование и трагедия лорда Оксфорда, интриги при дворе. Великолепная роль Сесила, главного противника "Шекспира", советника королевы, сына Уильяма Сесила, отца Анны. Кстати, по фильму граф Оксфорд до конца с Анной, между тем, настоящая Анна Сесил умирает в возрасте 32 лет, а граф вторично женится на Элизабет Трентам, одной из приближенных королевы. И таких расхождений немало. Но, в конце концов, это художественная лента, а не документальное расследование, так что, как говорится, "имеет право".

На самом деле, граф Оксфорд вряд ли мог быть Шекспиром, по той простой причине, что умер в 1604, а пьесы Шекспира описывают события, случившиеся после этого года. Вряд ли был им и Кристофер Марло, во-первых, гипотеза строится на том, что он лишь инсценировал свою смерть в 1593, что весьма натянуто, во-вторых, не тот стиль его пьес, известных ранее, в-третьих, не в его пользу свидетельства Бена Джонсона.

Вероятнее всего, если кто мог быть Шекспиром - это Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд. В его пользу свидельствует много факторов. К примеру:

- Рэтленд владел французским, итальянским, латынью и древнегреческим. Он был эрудированным человеком, т.е. его словарь мог состоять из 20 тыс. слов. Именно такое количество зафиксированно исследователями в произведениях Шекспира.

- Рэтленд был другом графа Саутгемптона, которому он посвятил две свои первые поэмы. В то время Рэтленду было 17-18 лет. Из посвящений видно, что Рэтленд и граф Саутгемптон находились на одной ступени социальной лестницы.

- Рэтленд проявлял большой интерес к театру.

- Рэтленд учился в Падуанском университете вместе с датскими студентами Розенкранцем и Гильденстерном (действующими лицами в "Гамлете"); списки студентов сохранились.

- Во втором издании "Гамлета" появились детали замка Эльсинор, как раз после поездки Рэтленда в Данию с посольством.

- Конец творческой деятельности Шекспира совпадает со смертью Рэтленда - лето 1612 года. В 1613 году Шекспира навсегда уезжает из Лондона в Стратфорд-на-Эйвон.

- Надгробный памятник Шаксперу в церкви Святой Троицы в Стратфорде сооружен теми же скульпторами, которые работали над надгробием Рэтленда в фамильной усыпальнице.

Против Рэтланда говорит лишь одно - возраст. Он родился в 1576, а в 1590 Шекспир уже начал писать свои первые пьесы. Значит, в 14 лет, усомняются многие?.. Но мне кажется, что у гениальности нет возраста, более того, она любит "ранний старт". Поэтому склонен полагать, что именно граф Рэтланд был автором великих произведений, которые мы знаем, чтим и любим и в наше время...

Возвращаясь к кино, картина неплохая, не лишенная недостатков и пробуксовок, но любопытная, заслуживающая хотя бы одного просмотра. Историческая атмосфера - на уровне, драма автора, вынужденного скрываться от общества - тоже. Уже за то, что Эммерих поднял такую "целину", сложную тему аутотентичности Шекспира, мэтр заслуживает уважения. Хотя, скорее всего, это одна из тех загадок истории, что навсегда останется для нас до конца не разгаданной. Да и главное, все-таки, не кем был Шекспир, человек, намного превзошедший свое смутное время, а его глубокие, исполненные высочайшего смысла, произведения, дошедшие до нас.

Как говорил сам Шекспир устами своего героя, "Есть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим мудрецам..."

1
Ксеркс 12 грудня 2011
Like

Ім’я:
23 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019