Ода молодости


Рецензія на фільм: Щось у повітрі
Фільм Щось у повітрі
Если верить анонсу к новому фильму живого классика (а в этом уже не приходится сомневаться) Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе», то лента эта автобиографична. Но раз здесь есть персонажи, актеры их играющие и вымысел, можем ли мы говорить об автобиграфичности?
«Что-то в воздухе» - это скорее воссоздание молодости режиссера. А если проще – то великолепный фильм.
Ассаяс впервые показывает нам Жиля и его товарищей, убегающих от полицейских. Мы в Париже, на улице 1971-й год. В это время лицеисты очень политизированы и находятся в силках своих старших товарищей, детей мая 68-го (на что, собственно, и указывает оригинальное название ленты – «После мая»), и режиссер необычайно точно оживляет политические страсти той эпохи: манифестации, расклеивание плакатов, раздача прокламаций, полицейский надзор и раздоры между коммунистами, троцкистами, маоистами и анархистами.
И это кипение молодежи, которая еще верит в революцию множится от столкновения с художественными и культурными течениями тех лет.
Ассаяс не довольствуется простым их упоминанием, он вписывает их в ткань своего фильма, с удивительным чувством меры и драматургической тонкостью вставляя бесчисленные цитаты из культурных практик 70-х – и, при этом, не всегда самые очевидные (песни Ника Дрейка, Incredible String Band, Кевина Айерса, цитаты из книг Симона Лейса, Ги Дебора или же Грегори Корсо, кадры из документальной ленты Мадлен Риффо).
А рядом с политикой и культурой, на фоне сексуального освобождения и путешествий, разворачиваются и любовные истории.
Этими штрихами Ассаяс рисует карту зыбкой и расплывчатой территории, на которой царствует внутреннее напряжение, порождаемое столкновением эстетики и идеологии, коллективного и индивидуального, политической ангажированности и интимного, рока и левачества, утопических порывов изменить общество и реалий нахождения своего места в нем.
И в этом непрерывно меняющемся пейзаже Жиль, альтер эго автора, молчаливо ищет свое место, похожий на сомнамбулу, которая находится в некоторой аритмии с порывами ее окружения. Блистательно написанный, элегантно и классически снятый, фильм «Что-то в воздухе» очень многим обязан молодым актерам – все они неизвестны, все замечательны, и во всех их живет та смесь любознательности и беспокойства, которая присуща ассаясовским персонажам.
Ассаяс смотрит на молодость не отвлеченным взглядом взрослого, наблюдающим за живописными фольклорными сценками; он смотрит на нее изнутри, так, будто бы то время все еще живо.
К концу фильма, когда утописткая волна спадает, все персонажи оказываются на мели – кто в одиночестве, кто-то в паре, кто-то по-прежнему в коллективе. Изменили ли они мир больше, чем мир изменил их? – задает вопрос Ассаяс. И хотя вопрос этот скорее риторический, в целом «Что-то в воздухе» - блистательный фильм о западной молодежи 1971-го года и – шире – об идеальных (для автора) двадцатилетних всех времен.
1
Алексей Першко 10 червня 2013


Ім’я:
28 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 липня 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 липня 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 липня 2021