Птица счастья


Рецензія на фільм: Бердмен
Фільм Бердмен

Этот фильм - не чета многим. Большинство картин, их сюжет, основу, достоинства и недостатки, при большом желании, можно изложить одним скупым абзацем. По отношению к "Бердмену" же уместно вспомнить те слова, которые главный герой говорит заслуженному рецензенту: "Даже наваляв кучу слов, красиво их расставив и обрамив знаками препинания - Вы думаете, что этого будет чего-то стоить?.. Что это важно и существенно? Но это не суть - и даже близко не она!". "Бердмэн" весьма многослоен, и любая попытка изловить эту "птицу", схватить в силки слов, определений и смыслов, запеленать в какой-то условный "табель о рангах" (ах, боже мой, девять номинаций на "Оскар"!) - заведомо обречены на неполный успех. Это надо видеть и это надо прочувствовать.

Для кого-то это просто картина о немолодом киноактере, у которого на почве возраста и усталости - слишком многое вложено в постановку, которая призвана вернуть ему лучи былой славы! и не только материального - происходят глюки. Риган (Майкл Китон) якобы общается с духом того "супергероя", благодаря которому некогда обрел известность и который теперь делит с ним его голову... Он и его окружение, другие актеры, показаны в разгаре рабочего процесса, являя зрителю целый ряд как комических, так и трагикомических сцен. Небезынтересна как работа камеры, практически делающего зрителя одним из участников действа (т.н. техника "одного дубля"), так и музыкальное сопровождение, барабанная дробь.

Другой, возможно, скажет, что это кино о "внутренней кухне" таких постановок, нам раскрывается вся закулисная подноготная. Кто-то с кем-то спит, кто-то мечтает о монашках в памперсах, кто-то нещадно пьет, кто-то на сцене не играет, а живет... кто-то борется с голосами в своей голове. Для кого-то это лишь карьера и дело, которое надо сделать, для иного нечто большее. Кто-то талантлив, кто-то нет. Но все ищут славы, успеха и счастья - тем или иным способом.

Третий добавит, что это кино масштабно рассказывает нам за всю киноиндустрию в целом, даже бери больше - за все то, что принято называть искусством. Творчеством. Море аллюзий на другие ленты, упоминаний известных личностей в том или ином ракурсе. Масса убойных фраз, которые можно растащить на цитаты. Специфический киноюмор. Ну и способы того, как можно добиться успеха. Сделать хорошее кино или постановку? Я Вас прошу. Куда проще выйти голым перед толпой, создав невиданный ажиотаж, протолкнуть скандальное интервью или сотворить с собой нечто экстраординарное: и сразу станешь кумиром безликой толпы. Снять кровь и насилие, что гораздо выгоднее и лучше продается, чем любая красота и "шекспировские" размышления, которые людей в принципе утомляют... Пипл схавает любой попкорн - но только надо уметь подать его. Искусство?.. А кому оно, действительно, нужно?! Напрасный и бесцельный труд в пустоту. Или все-таки нет?..

И ведь не зря случайным фоном звучит знаменитый шекспировский монолог. Совсем не зря!

Раскрывается перед нами и глубоко личная драма артиста. Немного большего, чем просто посредственность, но все же недостаточно талантливого или растерявшего былые таланты. Он осознает свое положение и его терзает вопрос: "Каково это, умереть забытым и потерянным для остальных? Когда даже день твоей смерти будут ассоциировать с кем-то, более великим..." Не смерть страшит его, но забытье. Не потеря денег и славы, но собственное ничтожество и неспособность выйти за грани. Полететь...

Каждый увидит в этом кино что-то свое, и каждый по-своему будет прав. Но в одном, наверное, все мы сойдемся: это сильное, хорошее, умное, достойное кино. Невероятная работа режиссера Иньярриту (мы помним его по пронзительному "Вавилону" с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт), сценариста, оператора, композитора, всех сопричастных. Блестящая игра актеров - старого "бэтманца" Майкла Китона, Эдварда Нортона, Эммы Стоуна, Зака Галифианакиса, Наоми Уотс и других. Пожалуй, не стоит для этого фильма дополнительно искать какую-то формулу или характеристики. Надо просто отпустить его на свободу: лети!.. Лети дальше, выше. Но спасибо, что прилетал. Что был с нами эти удивительные два часа...

Вот, собственно, и ответ на вопрос: надо ли кому-то это искусство и есть ли ему место сегодня, в эпохе попкорна. Потому что пока выходят фильмы, подобные "Бердману", пока мы смотрим их и думаем над ними, стараясь понять, прочувствовать, переосмыслить, пропустить через себя... значит, есть и востребовано.

1
Ксеркс 21 лютого 2015


Ім’я:
18 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Каменный гость Каменный гость

  Китайцы любят начудить на экране так, чтобы этим никто не проникся, кроме их самих, но этот раз все-таки является исключением....

17 червня 2021
Трое в доме, не считая подвала Трое в доме, не считая подвала

  Тот случай, когда к Николасу Кейджу трудно предъявить претензии - он играет с шармом, как и в "Цвете иных миров" (за...

17 червня 2021
Ангел дня Ангел дня

  Как известно, месть - это блюдо, которое подают холодным. И не стоит путать его с яичницей, которую подают на завтрак...

07 червня 2021
Каждому своя кейша Каждому своя кейша

  Вообще, конечно, название "сверхъестественное" куда больше подходит для того, что уже много лет происходит в нашей...

08 травня 2021
Открытие арканы Открытие арканы

  Мортал Комбат!.. Как много в этом слове для сердца нашего слилось! Как много в нем отозвалось... Но заслуги в этом данной...

03 травня 2021