Ода-реквием по невышедшему шедевру


Рецензія на фільм: Бердмен
Фільм Бердмен
На 6-м Одесском международном кинофестивале произошло долгожданное событие – в Украине впервые официально показали шедевр Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмен». Показали в том виде, в котором это предполагалось его авторами: режиссером Иньярриту и блистательным оператором Эмманюэлем Любецки.
Неужто в музыкальном оформлении фильмов в последнее время наметилась определенная тенденция? Вслед за недавней «Одержимостью» и «Бердмен» Иньярриту не просто ритмичен, он практически строится на перкуссии блистательного Антонио Санчеса (игравшего, например, с Пэтом Метени). Но этот выдающийся саундтрек – не единственное техническое достоинство ленты. Подобно «Русскому ковчегу» Сокурова или же «Веревке» Хичкока, «Бердмен»  Иньярриту также строится на единственном плане-эпизоде (или же его иллюзии).
Задержимся ненадолго на этой технической примочке. Хичкок создал свой фильм-эпизод в рамках замкнутого пространства салона нью-йоркской квартиры. Он учел все: движение облаков за окном, свет, затухающий с закатом солнца, но он был связан ограничениями, которые накладывала на него 35-миллиметровая пленка. Из-за этого ему пришлось все время прибегать к затемнению и выходу из него для замены 10-минутных бобин в камере. Сокуров исследовал практически безграничные возможности  цифровых технологий, прогуливаясь по залам Эрмитажа. Иньярриту же предлагает очередное расширение пространства камеры с его планом-эпизодом, почти таким же легким, как воздух, которая носится по всем комнатам, закулисьем, этажам и закоулкам бродвейского театра, выходит на улицу, проникает в бары, на крыши соседних домов. Надо признать, что эта вездесущность камеры порой просто захватывает дух: она кажется связанной с живым пульсом театра и окружающего его квартала; она не знает границ, не признает стен; для нее не существует понятий замкнутого пространства или улицы. Камера Любецки под стать нашей эпохе, когда под давлением технологических возможностей понятия интимности, частного, секрета отступают перед полной прозрачностью.
Конечно, «Бердмен» не сводиться только к демонстрации технологической вседозволенности и всемогущества, какой бы впечатляющей она не была. Это – история того самого заглавного Бердмена, голливудского супергероя, который принес известность и богатство актеру Риггану Томсону (блистательный Макл Китон). Интересно, что Иньярриту совершенно намеренно проводит параллели между реальным актером и его персонажем, между Бердменом и Бетменом, между Ригганом и Китоном. Забавная деталь: кажется, Ригган и впрямь владеет некоторыми суперспособностями, вроде левитации и телекинеза, вот только они совершенно бесполезны. Ригганом Томсоном движет только одно: желание блеснуть в пьесе Реймонда Карвера, променять костюм супергероя на настоящий актерский успех, заслужить похвалу суровой и беспощадной нью-йоркской критики. В два часа экранного времени режиссер умудряется вместить несколько дней, предшествующих премьере: репетиции, смену партнера по сцене, давление агента, джанкеты для прессы, дефиле бывших любовниц, ссоры с дочерью (чудная Эмма Стоун), а в итоге – конфликт между Ригганом-Карвером и Ригганом-Бердменом. А если еще короче – размышления о преимуществах и неприятных сторонах статуса «звезды» версии 2.0. Актерский ансамбль ленты невероятен: Майкл Китон просто-таки лучится невиданной ранее энергией, которая заразила и его партнеров по площадке – Эдварда Нортона, Наоми Уоттс, Эмму Стоун и Зака Галифианакиса.
И вот это вот редчайшее киношное пиршество не попадает на украинские экраны! Что это – следствие ограниченности вкусовых горизонтов наших прокатчиков?! Ясно одно, что в этой ситуации невежество не стало достоинством, в отличие от произошедшего в фильме.
1
Алексей Першко 14 липня 2015


Ім’я:
14 червня 2021
Ваш коментар
Тарас
Тарас (Киев) 15 липня 2015 07:16
+1

Льош, поправ рецуху, задублювалася ((
пс.
Фільм - шедевр. Без жодних "скидок" і "але". Вершина творчості Іняріту. Усій постановочній групі - БРАВО!
.

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021