Увійти через
facebook google
 

А настоящий ли мальчик?


Рецензія на фільм: Той, хто біжить по лезу 2049
Фільм Той, хто біжить по лезу 2049
Спустя 30 лет после того, как Рик Декард (Харрисон Форд) нашел оригами в форме единорога и пропал без вести, дело его живо. Репликант К (Райан Гослинг) служит в полиции Лос-Анджелеса, исправно выполняет работу по "списанию" моделей-бунтарей и не терзается философскими вопросами - он прекрасно знает о своем происхождении. Однако во время одного из заданий К обнаруживает ящик с костьми и выгравированной датой, которая навеивает на него странные воспоминания. Деревянная лошадь, котельная, бритые дети - кажется, все это имеет отношение к тайне из прошлого репликанта. И не только его.
"Бегущий по лезвию 2049" - не самый очевидный сиквел. История, которую рассказал зрителям в 1982-м Ридли Скотт, не из тех, что непременно требуют продолжения. О многосложности оригинального Blade Runner рассуждают до сих пор, ищут скрытые смыслы и ответы и, что интересно, едва ли их находят. Фильм и спустя 35 лет является актуальным, новаторским и нисколько не устаревшим, потому переосмысливать его идеи - сомнительная и невероятно трудная затея. Прекрасно понимал это и Дени Вильнев, один из немногих режиссеров современности, который претендует на то, чтобы рано или поздно получить статус культового. Это могло произойти уже после "Бегущего по лезвию 2049", но придется подождать. Скотт, в свое время, в очередной раз перевернул представление о научной фантастике, изумительно подав ее под густым слоем нуара. Вильнев, в свою очередь, не претендует на лавры революционера - он честно снимает фильм, который лишь расширяет границы "Бегущего по лезвию", но не пытается превзойти классику.
Вильнев говорит, что не взялся бы за проект, если бы его амбиции не были подкреплены качественным сценарием. Но, как ни странно, именно сценарий - самое слабое место сиквела. Философские размышления оригинала получают развитие, и через фильм красной нитью протянуты вопросы о том, есть ли у репликантов душа, могут ли они полюбить, что такое чудо и как вообще жить в мире, где божьи создания стали создателями. Однако все это настолько вторично, что за бесконечным символизмом хочется все-таки увидеть историю, которая может увлечь. А вот с этом проблемы - "Бегущий по лезвию 2049" сначала бессовестно притворяется футуристическим вариантом сказки "Пиноккио" о "(не)настоящем мальчике", а затем совершает поворот в сторону, который шокирует только самых впечатлительных зрителей. Детектив, прямо скажем, не удается, хотя Гослинг в плаще прилежно перемещается из локацию в локацию, делая вид, что ведет расследование. Тайна, однако, не ускользает, просто до нее долго добираться. А в итоге оказывается, что интрига, которую так тщательно скрывали во время съемок, свелась к семейной мелодраме. Действительно хорошее кино, увы, спойлером не испортить.
Ждете возвращения Харрисона Форда? Его Декард возникает в третьем акте, чтобы налить виски собаке и поучаствовать в одной из самых грандиозных сцен фильма под аккомпанемент пения голограммы Элвиса.  Появление заслуженного актера в сиквеле - ход, вызванный необходимостью связать "Бегущих" чем-то большим, чем абстрактной мифологией мира. Есть еще пара камео, но уберите их (ровно так же безболезненно можно вырезать из кадра и Форда), и "2049" окажется вполне полноценным фильмом, которому дистанцирование от работы Скотта даже пошло бы на пользу. Вместо этого Вильнев очень хочет раскланяться перед оригиналом - выходит местами неловко. Особенно, учитывая, что на достаточно банальный рассказ понадобился хронометраж почти в три часа. 
Кадры с героем Гослинга, несколько минут рассматривающим, к примеру, дерево, красивы, но ""Бегущий по лезвию 2049" получился слишком медитативным для блокбастера, который хочет заработать на поколении с нарушенной благодаря социальным сетям концентрацией внимания. Вильнев на этот раз превзошел самого себя: все его фильмы созерцательные и неспешные, но этот - наиболее созерцательное и неспешное из произведений канадца. В роли объекта для разглядывания тут, к слову, выступает даже персонаж Джареда Лето - слишком пафосный, слишком искусственный, но, по крайней мере, эффектно выглядящий.
Впрочем, претензии к "Бегущему по лезвию 2049" живописно нивелируются потрясающей демонстрацией мастерства съемочной группы. Камера 13-кратного номинанта на Оскар Роджера Дикинса, работавшего с Вильневом над "Пленницами" и "Сикарио", путешествует по злачным районом захламленного Лос-Анджелеса, взлетает над радиоактивной красной пустыней Лас-Вегаса, окунается под воду бурлящего океана, всматривается в гротескные голограммы работниц секс-индустрии и фиксирует мельчайшие детали. Масштаб декораций завораживает, игра со звуком и цветом заведомо дает понять, что ведут ее уверенные в своих силах победители, и даже съем проститутки тут превращается в произведение искусства. "Бегущий по лезвию 2049" - визуальный шедевр, который, вне всяких сомнений, поборется за самые престижные награды. Но это снова возвращает к несоответствию содержания и обертки, в которую оно помещено. Излишне шикарно снаружи, чересчур блекло внутри.

В одной из сцен барыга с лицом сомалийского пирата, который когда-то угрожал жизни героя Тома Хэнкса, предлагает К (полноценное имя у него появится позже, когда "2049" захочет показать, что его авторы любят европейскую литературу) купить настоящего коня. Тот вежливо отказывается - мол, деревянная лошадка ему милее. В мире "Бегущего по лезвию 2049" таких подмен слишком много. Вместо живой девушки - симулятор, вместо ангелов - репликанты, вместо Бога - слепой Джаред Лето. Вместо шедевра - красивое, но скучное признание в любви действительно культовому фильму. Что, в принципе неплохо, но хотелось ведь большего.
1
Юрий Шевченко 05 жовтня 2017
Like

Ім’я:
17 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 лютого 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 квітня 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 лютого 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 лютого 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 січня 2018