Когда деревья были большими


Рецензія на фільм: Міст шпигунів
Фільм Міст шпигунів
Страховому агенту Джеймсу Доновану (Том Хэнкс) поручают представлять в суде советского разведчика Рудольфа Абеля (Марк Рэйленс). Судьба Абеля решена, правительству нужно просто создать видимость процесса, однако Донован берется за дело со всем профессионализмом. Он добивается для своего клиента тюремного заключения, а не казни, а вскоре в руки СССР попадает американский солдат Френсис Пауэрс (Остин Стоуэлл). Организовать обмен поручают Джеймсу - с важной миссией он отправляется в разделенный стеной Берлин. 
Стивену Спилбергу неинтересно гнаться за модой. Пару десятков лет назад режиссер уже был в числе тех, кто диктовал тренды кинематографа в Штатах - со временем они превратились в классику. Когда тебе 68 лет, на полочке дома стоят три Оскара, а твоему авторству принадлежат "Список Шиндлера", "Спасти рядового Райана" и "Индиана Джонс", вовсе необязательно стремиться быть актуальным. Спилберг - глыба, один из самых известных постановщиков современности, и он может позволить себе делать то, что интересно лично ему, а не массовой публике. Другое дело, что любая его работа - событие для зрителя. Тот случай, когда авторитет работает на режиссера, а тот, в свою очередь, оправдывает ожидания, какими бы высокими они ни были.
В своих последних фильмах Спилберг обращается к истории, к переломным моментам в развитии мирового общества. "Боевой конь" рассказывая о трогательной дружбе, напоминал о Первой мировой, "Линкольн" изображал поворотное для США событие - отмену рабства, "Мост шпионов" - снимок времен Холодной войны, когда маленькие дети вполне серьезно готовились к ядерному удару, а ощущение постоянной угрозы не давало никому дышать полной грудью.
По словам постановщика, двигало им вовсе не желание приоткрыть завесу над политическими играми власть имущих - правда в любом случае у каждого своя, а кинематографисту не под силу переписать факты. Спилберг говорит, что хотел показать зрителю атмосферу, в которой рос он сам, напомнить, что раньше мир едва ли был лучше, просто у каждого поколения - свой враг, свое зло.
В случае "Моста шпионов" враг этот, что интересно - вовсе не государство, как можно было бы предположить. Спилберг в присущей ему манере ставит на пьедестал, прежде всего, человека, героя, который противостоит не кому-то конкретному, а системе и устоям в целом. Джеймс Донован - идеализированное воплощение добродетели, профессионализма, американец с большой буквы, который ради других готов подставить под удар собственную репутацию. Том Хэнкс в этой роли смотрится идеально, все-таки "хороший парень" - это его профильный образ, который актер оттачивает на протяжении вот уже тридцать лет и достиг в этом практически идеала.
Спилбергу не нужны сюжетные твисты, намеки и полутоны, флешбэки и рваный монтаж - его история прямолинейна и предсказуема, но это вовсе не делает ее слабой. Стивен из тех режиссеров, у которых даже самые высокопарные фразы (а их тут достаточно, несмотря на то, что над диалогами помогали работать братья Коэны) звучат не пошло, а действительно проникновенно и даже духоподъемно. Кто-то скажет, что это конъюнктура во всей красе, но Спилбергу, кажется, не до того - просто он искренне верит в посыл, который вкладывает в свои работы.
"Мост шпионов" - фильм из времен, когда деревья были большими, ностальгическое путешествие в то прошлое, где добро всегда побеждало зло. Спилберг - прежде всего, рассказчик, добрый и внимательный к своей аудитории. Он не стесняется где-то казаться наивным, а где-то все-таки перегнуть с пафосом. В конце концов, его можно понять - когда в очередной раз воспеваешь широту людской души, сложно держать себя в руках. 
0
ЮШ 02 грудня 2015


Ім’я:
23 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 лютого 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 квітня 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 лютого 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 лютого 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 січня 2018