Великий и могучий, но не волшебник страны Оз, а мастер ныне распространенного в большом Голливуде комедийного жанра Джей Роуч (автор целых трех шедевров об Остине Пауэрсе и двух – о Гэйлорде Факере) решил удариться в политику. Само по себе – желание многообещающее, но дело в том, что комедий об этой своеобразной стороне американской жизни снято немало, вот и пришлось Роучу изгаляться в поисках оригинальности своего опуса «Грязная кампания за честные выборы». И где-то ему это удалось, но – увы! – не до конца.
По началу «Грязная кампания» весьма похожа на комедию абсурда – абсурда махрового, забористого: ведь как иначе можно воспринимать историю о борьбе за место в Сенате США действующего сенатора от Северной Каролины Кэма Брейди (неповторимый – со скидкой на то, что неповторимость эта весьма специфического свойства - Уилл Феррелл), погрязшего в маразме и покрытого секс-скандалами, как дворовой пес блохами, и прекраснодушного, но недалекого кандидата Марти Хаггинса (похмельный Зак Галифианакис, обзаведшийся неимоверными усами и запредельной манерой одеваться). И это при том, что ими обоими манипулируют миллиардеры-лоббисты братья Мотч (тяжеловесы голливудского актерского цеха Дэн Экройд и Джон Литгоу), вынашивающие планы продать часть американской территории китайцам, чтобы построить на ней фабрики и сократить расходы на транспортировку производимой продукции. Затем «Кампания» мало-помалу превращается в типичный фарс для взрослых со всеми полагающимися атрибутами в виде унитазного юмора(хотя заметим, что здесь его как-то даже непривычно мало – с учетом личности режиссера), избиениями младенцев и собачек и прочая и прочая. И все было бы ничего, если бы Роучу с соавторами пришла мысль пойти до конца и превратить свой опус с хлесткую сатиру (благо материала для этого в штатовской политике – хоть отбавляй). Но нет – не будем забывать, где этот фильм снимался, а подобные выходки уж точно не приветствуются в Большом Голливуде. Вот и пришлось Роучу выдумывать сладенький хэппи-энд, прославляющий справедливость и прочие ценности демократии на американский лад. Но и тут – справедливости ради – заметим, что авторам «Грязной кампании за честные выборы» удалось сыскусничать и поддержать пусть и слабенькую, но все интригу практически до самого финала. Все это вместе делает сию ленту чем-то, что принято называть «ни рыба, ни мясо» - поклонники «классического» творчества Роуча явно не доберут ожидаемого градуса его юмора, а зрители, не привыкшие к манере режиссера могут быть несколько шокированы. Так что спасти коммерческие показатели ленты мог бы лишь креатив прокатчика – может стоило бы выпустить «Кампанию» 6 ноября, прямо в день шататовских президентских выборов?