Финал последнего фильма про Тора навевал печальные мысли об усталости авторов киносериала о марвеловских Мстителях. Но второй фильм о Капитане Америка эту грусть развеял, и произошло это благодаря радикальному жесту его создателей.
Они, то есть создатели, заставили Стива Роджерса ака Капитан Америка заняться политикой. Впервые член команды Мстителей борется не с темными силами, пытающимися – например - разрушить девять твердынь Асгарда, а сталкивается с весьма насущными реальными проблемами и вопросами: где проходят границы национальной безопасности и в какой момент государство урезает гражданские права и свободы, все шире разбрасывая шпионские сети (пусть и виртуальные)?
«Первый мститель. Вторая война» выводит марвеловский сериал из глухого угла, в который он сам себя загнал в великолепных «Мстителях», в которых описывалось создание организации «ЩИТ». Высокотехнологичный совет безопасности, каковым является по сути «ЩИТ», в политическом ландшафте мира после Эдварда Сноудена стал выглядеть мягко говоря угрожающе. В терминах бессмертной саги «Звездные войны» он – скорее Империя, а не повстанческий Союз. И кому же, как не Стиву Роджерсу – пожалуй, самому безликому супергерою, чьи суперспособности сводятся практически только к меткому метанию щита, но воплощающему патриотическую Душу американской нации – заняться разоблачением гнусного заговора?
Таким образом, авторы второго «Первого Мстителя» взвалили на себя труднейшую задачу, с которой справлялись не всегда – скрестить конспирологические триллеры 70-х годов прошлого столетия с духом комиксов «Марвела». Но все же – и в первую очередь – «Первый мститель. Вторая война» - это, прежде всего мегабюджетный боевик, а не агитпроповская прокламация, а значит, зрителя ожидают все полагающиеся ему атрибуты: неизбежный продакт-плейсмент, высокотехнологические груды оружия, невероятно энергичное действие с обязательной кульминацией в виде феерии самых современных визуальных эффектов.
В виду уже упоминавшейся бледности Капитана Америка как персонажа, главное внимание в этой ленте притягивают к себе даже не его оппонент, упоминавшийся в оригинальном названии – Зимний Солдат, похожий на гота-сноубордиста с железной рукой, а великолепный Роберт Редфорд (и почему он не играл такие роли раньше?) и выразительная Скарлетт Йоханссон, чья Наташа Романова ака Черная Вдова стала главным носителем юмористического начала в ленте.
И все же – повторимся – главной удачей этой ленты для зрителей, которых в кино интересуют не только спецэффекты, стала четкая параллель, проведенная авторами между современной международной политикой США и нацистским тоталитаризмом.