Лучше, чем книга или Дитя советского периода
Фильм «Номер 44» уже интересен тем, что его появление на постсоветском пространстве связан с масштабным скандалом. За день до начала проката лишился прокатного удостоверения на территории РФ, а потом «в связи с этим» фильм был снят с проката в Белоруссии, в Украине, в Киргизии, в Казахстане, Узбекистане, а также отложен к показу в Грузии. Кроме того, с моей точки зрения, проблемы проката в Украние могли бы быть обусловлены самим главным героем, - им ведь выступает агент МГБ СССР, а эта тематика в данное время «опасная», хоть и сам фильм, вроде как и развенчивает период сталинских репрессий.
…Мне довелось ознакомиться с книгой Тома Роба Смита «Ребёнок 44» (прочитал ее специально, перед прокатом в кинотеатра), навеянной «подвигами» маньяка Андрея Чикотило, которые автор перенес в последние годы жизни Сталина, захватив в начале эпоху Голодомора. Этот бестселлер как-то не оправдал моих надежд – детектива в нем практически нет, СССР походил на страну, где люди только и занимались написанием доносов один на другого, автор пускался в пространные описания ГУЛАГа, часто противореча сам себе – то заявляя, что статьи «убийство» не было, то упоминая, что «подозроваемых в убийствах задержали» (кстати, это противоречие мельком встречается в фильме)
Итак, по сюжету и книги, и фильма свято верящий, что ловит «врагов народов» офицер Лев Демидов (Том Харди) по просьбе своего друга Алексея Андреева начинает расследовать убийство его сына, которое было названо «несчастным случаем», а на самом деле выводит на орудующего маньяка. Ситуация осложняется тем, что жену Льва, Раису (Нуми Рапас), вожделеет трусливый и подлый коллега, Василий Никитин (Юэль Киннаман) – а также мечтает сместить более смелого с руководящей должности. Впоследствии, героя Тома Харди ссылают в промышленный город Вольск, - но и здесь, волей судьбы, он находит новые ниточки в деле, и вместе с начальником милиции, генералом Михаилом Нестеровым (Гэри Олдмен) начинают раскручивать дело.
…Фильм «Ребёнок 44» избавился от общей «чернушно-депрессивной» окраски оригинального текста – многое (процентов так 80) опущено и кинокартина смотрится даже «адекватно». Да, есть репрессии, да есть доносы на друг друга даже в МГБ – но кроме тьмы, в картине есть много света. Одним из ключевых моментов романа – это когда «советский брак», основой когда-то стал страх, перерастает в глубокое и светлое чувство людей, любящих друг друга. Много красивых, и вместе с тем все-таки стандартных картин – величественные просторы России, которые рассекает паровоз, раздолье полей, образы промышленного города, высасывающее все из человека в его бараках. «Никакая» в книге, детективная линия в фильме смотрится в фильме более-менее осмысленной. Ну и конечно злобные представители МГБ, репрессии, бедный быт послевоенного СССР… Плюс хорошая игра актеров, разве что Юэль Киннаман в роли Василия Никитина смотрится очень неуверенно, достойная режиссерская работа, - этот фильм не разочарует вас, если конечно вы сможете абстрагироваться от принципиального отношения (то ли со знаком плюс, то ли знаком минус) к истории СССР, тем более что последние кадры дают нам надежду. Кстати, к релизу фильм вышел в лицензии с официальным звуком, а не в виде самодельного продукта английской копии с озвучкой в виде перевода энтузиастов.
Итак – смотреть или нет? Мне фильм понравился, поскольку сама книга оставила далеко не самое приятное ощущение. Но людям с глубокими политическими убеждениями, конечно, трудно будет оценить через эмоциальную составляющую.