Честь и демократия


Рецензія на фільм: Коріолан
Фільм Коріолан
Как можно было предположить, исходя из ролей сыгранных Рэйфом Файнсом в кино (жаль, не довелось видеть его на сцене), он должен был бы оказаться тонким, думающим и порядочным человеком. К счастью, это подтвердил его режиссерский дебют – экранизация трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан», участвовавшая в главном конкурсе прошлогоднего Берлинского фестиваля.
Во-первых, совершенно неоднозначен выбор для дебюта: эта пьеса Шекспира никогда не относилась к числу его самых известных произведений, да и сама тематика ее – тем более наложенная на современные реалии – весьма специфична. Да, безусловно, эта трагедия о непомерной гордыне и обостренном чувстве чести и достоинства древнеримского полководца Гая Марция, прозванного за покорение города Кориолы Кориоланом. Да, она и о, как сейчас бы сказали, социальной неадаптированности солдата, о его психологической ранимости вне поля боя, о его неумении общаться и идти на уступки. Но она же и о сути власти, причем не всякой власти, а той ее формы, которую сейчас принято считать лучшей формой организации общества – демократии. Она о глубинной сущности и природе толпы, жаждущей хлеба и зрелищ (это вам ничего не напоминает?), а, лишенная этих простых радостей, готовой на немедленный бунт и черную неблагодарность. Своей экранизацией Файнс-режиссер демонстрирует в очередной раз, что Шекспир настолько архетипичен, что его творения актуальны и поныне: отдельные сцены фильма, разворачивающиеся в воображаемом Риме, так узнаваемы и для нас с вами, что дух захватывает! Кажется, что купаешься в грязи, льющейся из парламента и прочих средоточий власти (жаль только, что украинского Кориолана что-то не видать). Хотя и поиски его бесплодны – людей его склада и масштаба во все времена ждала лишь смерть.  Да, Шекспир (а вслед за ним и Файнс – актер и режиссер) не дает однозначных ответов: ведь как отметил в одном из своих интервью режиссер, «однозначные отношения к героям – смерть драмы». Но зато он ставит такие вопросы, которые стоит задать себе каждому здравомыслящему человеку. И, кстати, эти бы размышления и не возникли бы, будь фильм дурно снят. Но это, очевидно, не так: фильм современен по языку, блистательно сыгран Файнсом, Редгрейв и Батлером и прекрасно снят Барри Экройдом. А стихотворная речь героев – не препятствие к его восприятию, а лишний повод потренировать свой ум, дабы во сне не порождал он чудовищ. К тому же чувствуется, насколько близок Кориолан Файнсу, уподобившему труд актера воинской стезе – а искренние высказывания плохими не бывают.
2
Алексей Першко 22 лютого 2012


Ім’я:
19 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 червня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 червня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021