Увійти через
facebook google
 

Честь и демократия


Рецензія на фільм: Коріолан
Фільм Коріолан
Как можно было предположить, исходя из ролей сыгранных Рэйфом Файнсом в кино (жаль, не довелось видеть его на сцене), он должен был бы оказаться тонким, думающим и порядочным человеком. К счастью, это подтвердил его режиссерский дебют – экранизация трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан», участвовавшая в главном конкурсе прошлогоднего Берлинского фестиваля.
Во-первых, совершенно неоднозначен выбор для дебюта: эта пьеса Шекспира никогда не относилась к числу его самых известных произведений, да и сама тематика ее – тем более наложенная на современные реалии – весьма специфична. Да, безусловно, эта трагедия о непомерной гордыне и обостренном чувстве чести и достоинства древнеримского полководца Гая Марция, прозванного за покорение города Кориолы Кориоланом. Да, она и о, как сейчас бы сказали, социальной неадаптированности солдата, о его психологической ранимости вне поля боя, о его неумении общаться и идти на уступки. Но она же и о сути власти, причем не всякой власти, а той ее формы, которую сейчас принято считать лучшей формой организации общества – демократии. Она о глубинной сущности и природе толпы, жаждущей хлеба и зрелищ (это вам ничего не напоминает?), а, лишенная этих простых радостей, готовой на немедленный бунт и черную неблагодарность. Своей экранизацией Файнс-режиссер демонстрирует в очередной раз, что Шекспир настолько архетипичен, что его творения актуальны и поныне: отдельные сцены фильма, разворачивающиеся в воображаемом Риме, так узнаваемы и для нас с вами, что дух захватывает! Кажется, что купаешься в грязи, льющейся из парламента и прочих средоточий власти (жаль только, что украинского Кориолана что-то не видать). Хотя и поиски его бесплодны – людей его склада и масштаба во все времена ждала лишь смерть.  Да, Шекспир (а вслед за ним и Файнс – актер и режиссер) не дает однозначных ответов: ведь как отметил в одном из своих интервью режиссер, «однозначные отношения к героям – смерть драмы». Но зато он ставит такие вопросы, которые стоит задать себе каждому здравомыслящему человеку. И, кстати, эти бы размышления и не возникли бы, будь фильм дурно снят. Но это, очевидно, не так: фильм современен по языку, блистательно сыгран Файнсом, Редгрейв и Батлером и прекрасно снят Барри Экройдом. А стихотворная речь героев – не препятствие к его восприятию, а лишний повод потренировать свой ум, дабы во сне не порождал он чудовищ. К тому же чувствуется, насколько близок Кориолан Файнсу, уподобившему труд актера воинской стезе – а искренние высказывания плохими не бывают.
2
Алексей Першко 22 лютого 2012
Like

Ім’я:
14 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Золотой истукан Золотой истукан

 На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого...

11 жовтня 2019
Битва деревянных уиллов Битва деревянных уиллов

 Известнейший режиссер Энг Ли (из тех, кого часто – но ошибочно – причисляют к сонму визионеров) снял...

08 жовтня 2019
А обед – по расписанию А обед – по расписанию

 Анимация «Йети», которую сняла американка Джиил Калтон, показательна очень во многих отношениях – и...

02 жовтня 2019
Смех Феникса Смех Феникса

 Тодд Филлипс, ранее известный как комедиограф (кто же не помнит его трилогию про похмелье в разных городах США и мира?!), снял...

30 вересня 2019
Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс

 На экраны Украины выходит один из самых ожидаемых фильмов года, который провалился даже у себя не родине – точнее, на родине...

23 вересня 2019