75-летний Ридли Скотт снял фильм, просто переполненный дебютами: «Советник» - это и дебют нового Скотта (да и могло ли быть иначе после смерти брата, пришедшейся как раз на съемочный период), и дебют великого писателя МакКарти в качестве сценариста. Кроме того, сэр Ридли в «Советнике» подарил лучшую роль в карьере Кемерон Диаз, чья Малкина пополнит достойную галерею женских образов из фильмов режиссера – лейтенанта Рипли, солдата Джейн, Тельмы с Луизой…
Где-то в Эль Пасо под белоснежной простыней Советник (именно так – зритель не узнает имени главного героя) обменивается интимными благоглупостями со своей невестой (великолепная Пенелопа Круз). Неподалеку в ассенизаторский грузовик погружаются бочки с 625-ю килограммами наркотиков и он начинает свой путь к американской границе. Вскоре Советник отбывает в Амстердам, чтобы выслушать от Ювелира (Бруно Ганц) лекцию о смысле жизни и сущности женщин, а заодно и приобрести для своей возлюбленной бриллиант. Вернувшись на родину, Советник решается на криминал – участие в транспортировке той самой крупной партии наркотиков. А где-то в окрестностях харизматичный проходимец с невероятной прической и обаянием маньяка (Хавьер Бардем) в компании со своей подругой Малкиной (Кемерон Диаз) наслаждаются сценами убийства их ручными гепардами несчастных зайцев.
Так начинается этот заведомо культовый фильм, сюжет которого пересказывать бессмысленно – и не из-за боязни наспойлерить, а просто потому, что его здесь практически нет. То есть какие-то зачатки его присутствуют, но манера его изложения напоминает известный анекдот про обмен анекдотами под номерами. И впрямь, и Скотт-старший (75 лет), и Маккарти (80 лет) – фигуры того масштаба, которые уже могут позволить себе пренебречь условностями и сосредоточится на достижении своих личных целей. В результате же этого кажущегося рваным повествования с кажущейся очевидной моралью (вроде «Грех – это выбор», как гласит слоган с афиши) выкристаллизовывается понимание, что «Советник» - это новая версия легендарного «Чужого», подводящая к мысли о том, что эти самые чужие совершенно необязательно должны принимать формы чудищ: они могут иметь и вполне человеческие лица. И кажется сам Скотт проводит визуальные параллели между этими фильмами: в гигеровских моделях чужих многие усматривали что-то глубинно-сексуальное, а в «Советнике» режиссер предлагает зрителю сцену с сексуальным актом с «Феррари Калифорния» в исполнении Кемерон Диаз, которая (сцена) войдет в число самых необычных (и страшных, на уровне снаффа) сексуальных сцен мирового кинематографа.